Найти тему
Дикое поле

Златых дел мастера.

Чтобы не говорили, но ювелирные украшения всегда остаются в моде и не только потому, что они украшают и радуют глаз. Во все времена ювелирные украшения и обозначали социальный статус владельца, и были надёжным вложением средств, и даже служили оберегом от тёмных сил. В России большой спрос на ювелирные украшения родил большое предложение со стороны российских мастеров ювелирного дела, чья история уходит в глубину веков, причём древнерусские ювелиры достигли в своём деле таких высот, которые недоступны и современным ювелирам, вооружённым самой совершенной техникой.

Древнерусский ювелир за работой.
Древнерусский ювелир за работой.

Ювелирное дело на Руси появилось в незапамятные времена и ко времени принятия русскими христианства имело солидную историю, тем более удивительную тем, что до XVII века собственных драгоценных металлов на Руси не добывали. Конечно же, древнерусское ювелирное искусство испытало заметное влияние со стороны скандинавов и арабов, но в целом оно развивало свои, ещё языческие, традиции, чему безмолвными свидетелями служат височные кольца и медальоны-змеевики, служившие не только украшениями, но и этническими маркерами, и оберегами от всевозможных напастей. К Х веку древнерусские ювелиры создали и собственные ювелирные технологии, самой распространённой из которых была скань, когда на заготовку напаивался рисунок тончайшей золотой или серебряной проволокой, который потом заполнялся эмалями различных оттенков. Древнерусские ювелиры умели работать качественно, создавая на ожерельях и медальонах картины, которые и через тысячу лет сохранили первозданные сочность цветов и красоту рисунка.

Височные кольца племени вятичей, Х век.
Височные кольца племени вятичей, Х век.
Ожерелье, золото, скань, Х век.
Ожерелье, золото, скань, Х век.
Диадема с Александром Македонским, XII век.
Диадема с Александром Македонским, XII век.

Крещение Руси способствовало развитию на Руси многих ремёсел, в том числе ювелирного, взявшего у византийских ювелиров технологии черни и перегородчатой эмали, но в это время активно развивались и отечественные технологии, такие, как зернь, когда на металлическую основу вручную напаивались тысячи мелких шариков, полученных из тончайшей проволоки, причём для этой работы, требовавшей микроскопической точности, у древнерусских ювелиров было не так уж и много инструментов: натренированный глаз мастера и ручной паяльник, которым у нас пользовались вплоть до 1960-х годов. Помимо украшений, древнерусские ювелиры изготовляли посуду, оклады для икон и книг, украшали оружие, не отставали от них и мастера-бижутерщики, создававшие шедевры из кости и стекла.

Височные кольца, золото, зернь, XII век.
Височные кольца, золото, зернь, XII век.
Одни из инструментов, которыми пользовались древнерусские ювелиры - ручные молотковый (а) и торцевый (б) паяльники.
Одни из инструментов, которыми пользовались древнерусские ювелиры - ручные молотковый (а) и торцевый (б) паяльники.
Стеклянные бусы, XII век.
Стеклянные бусы, XII век.
Княжеские бармы из Рязанского клада 1822 года, Оружейная палата Московского Кремля.
Княжеские бармы из Рязанского клада 1822 года, Оружейная палата Московского Кремля.

Монгольское вторжение нанесло по русскому ювелирному делу страшный удар, практически его пришлось создавать заново, были навеки утрачены многие технологии, тем не менее, русские ювелиры смогли восстать из пепла, к XV веку во многом достигнув уровня развития своего ремесла домонгольского периода.

Золотой ковш Ивана IV Грозного.
Золотой ковш Ивана IV Грозного.