Предреволюционные события начала 1917 года до настоящего времени вызывают интерес у отечественных и зарубежных учёных-историков. Поскольку многие вопросы мотивации и деятельности противоборствующих сторон того исторического периода до сих пор мало изучены и освещены.
10 февраля 1917 года отметился в российской истории: не состоявшимся большим выступлением рабочих масс в поддержку большевиков и последним, как окажется в дальнейшем пророческим докладом М. Родзянко российскому императору Николаю II .
Выступление рабочих не состоялось из-за банальной ошибки-10 февраля пришлось на Масленицу, и в этот день заводы и фабрики не работали и организация массовой забастовки стала невозможной. В отличии от большевиков председателю Государственной Думы М. Родзянко повезло больше, и он все таки был принят российским императором Николаем II, и как окажется в последствии, это был последний для Родзянко царский приём.
По правде говоря, трудно поверить в подлинность исторических документов четко рисующих, как явственно знал Николай II о развале своей власти в стране, о близости решающих событии февральской революции.
Согласно историческим источникам, еще 25 декабря 1916 года великий князь Александр Михайлович дословно писал царю Николаю II : « Россия переживает самый опасный период в своей истории, поскольку какие то силы хотят уничтожить наше государство. И положение с каждым днём ухудшается. Как ни странно правительство сейчас выступает тем органом который подготавливать революцию ».
Также с первых дней февраля 1917 года по просьбе М. Родзянко, с целым рядом подобных предостережении обращался и старик Семенов-Тяньшанский. В последнюю свою аудиенцию 10 февраля Родзянко взял с собой доклад, содержание которого было согласовано с прогрессивной частью Государственной Думы.
В данном докладе содержались следующие слова : « Россия объята тревогой-поскольку образовалось два лагеря. Один на стороне царя и правительства, другой на стороне народа. В настоящее время авторитета у правительственной власти уже нет, и бюрократии не удастся его снова приобрести. Все её меры не правильны в корне».
Этот доклад Родзянко не только прочитал в слух царю Николаю II, но и оставил « на память». И потребовал удаления Протопопова, сказав что все что делает царь и его правительство так сильно раздражает народ, что все «возможно»… Данными словами Родзянко сильно удивил и разозлил Николая II. Резкий тон этих слов объяснялся тем что отношения между царем Николаем II и «и надоедливым толстяком» М. Родзянко были испорчены давно, а также тем что председатель Государственной Думы делал последнюю попытку-или царь его послушает, или свершиться дворцовый переворот который уже давно готовили заинтересованные люди.
Но Николай II упорно отвечал, что сделает то, что Бог на душу положит. Родзянко видя, что никакие старания не «образумят» российского императора, и ни к чему не приведут, уходя сказал, что уверен что это его последний доклад, и что он более чем уверен что не проидет и трех недель как вспыхнет такая революция, которая сметет царя и его правительство, и все получат "то чего хотели и добивались".
Царь Николай II пытался отшутиться : « Ну как Бог даст!». И в ответ услышал : « Бог ничего не даст. Вы и ваше правительство все испортили, революция неминуема!".