Найти тему

Ошибки Бортко в сериале "Мастер и Маргарита". Несоответствие автомобилей эпохе

Всем привет!

Действия в книге "Мастер и Маргарита" происходят в неизвестном году, который Буглаков так нигде и не указал, причём, сделал это намеренно. Давайте вспомним цитату, объясняющую это:

– А число? – пискнул Николай Иванович.– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот. Фраза из книги "Мастер и Маргарита" М. Булгаков

То есть, год может быть абсолютно любым. Бортко выбрал 1922 год для экранизации книги в своём сериале. Доказательством этом служат червонцы, время от времени мелькавшие в кадре. Судя по дизайну банкноты, год можно определить точно

     Под цветным логотипом слева мы видим 1922 год
Под цветным логотипом слева мы видим 1922 год

Для того, чтобы соответствовать эпохе, в сериале использовались соответствующие автомобили, но настолько ли они были соответствующими.

ГАЗ-М1 и ГАЗ-11-73 из будущего

Итак, ГАЗ-М1 появляется в сцене, когда сотрудники НКВД приезжают к валютному магазину, чтобы задержать Бегемота и Коровьева. Этот автомобиль останавливается на переднем плане. За ним подъезжает более свежая модель данной марки ГАЗ-11-73. И тот и другой автомобиль носили гражданское прозвище "ЭмКа". Проблема в том, что ГАЗ-М1 производили с 1936 по 1942 год, то есть первый автомобиль серийно увидел мир спустя 14 лет после описываемых событий. Всего было выпущено почти 63 000 экземпляров. А вот ГАЗ-11-73 появились в период войны и использовались старшим офицерским составом. Их было произведено немногим более одной тысячи штук. Мы знаем, что Михаил Булгаков умер в 1940 год, а посему точно не описывал в своём романе ГАЗ-11-73. Это не придирка, а просто любопытные факты. Сериал и книга великолепны.

     ГАЗ-М1 и ГАЗ-11-73 у валютного магазина
ГАЗ-М1 и ГАЗ-11-73 у валютного магазина

ГАЗ-ММ

В сцене с похоронами Берлиоза, когда процессия проходит мимо кремлёвской стены, нам показывают ГАЗ-ММ, на котором, собственно, и везут тело. На заводе "ГАЗ" эта машина стала выпускаться в 1938 году, а на заводе "УАЗ" с 1947 года. Легендарная "Полуторка", доблестно трудившаяся на фронтах Великой отечественной войны, никак не могла везти тело Берлиоза, потому как даже чертежей этого автомобиля и в помине не было. Тем не менее, сцену с похоронами это не портит.

     ГАЗ-ММ в сцене похорон Берлиоза
ГАЗ-ММ в сцене похорон Берлиоза

ГАЗ-03-30

Автобус на базе вышеописанного ГАЗ-ММ также принял участие в съёмках сериала. Это деревянный ГАЗ-03-03. К сожалению, данный аппарат также ну никак не мог быть свидетелем событий 1922 года, поскольку выпускался с 1933 по 1950 годы. Всего с конвейера сошло чуть менее 20 тысяч экземпляров. С вместимостью пассажиров в количестве 17 человек, он изготавливался из берёзы, а окна имели тройную толщину. Серьёзный автобус для серьёзной эпохи.

     ГАЗ-03-03. в котором пытался прокатиться кот Бегемот
ГАЗ-03-03. в котором пытался прокатиться кот Бегемот

Packard Six и Packard Eight

Оба этих паккарда фигурировали, как очередные средства передвижения сотрудников НКВД, когда они безрезультатно пытались выследить постояльцев квартиры у дома 302-бис по улице Садовой. Six вышел с завода в 1939 году и дословно переводился, как "шесть". Более старый Паккард Eight переводился, как "восемь". И это удивительно, так как он старше шестого на целых пять лет. Соответственно, оба эти заграничных автомобиля оказаться в 1922 году никак не могли.

Неизвестный автомобиль

Наконец, в сцене, когда Ворон должен отвести Маргариту на бал, появляется неидентифицируемый автомобиль (какое слово сложное). Он поход на ФОРД-Т. И если это так, то этот автомобиль полностью соответствует времени в сериале, поскольку начал производиться с 1908 года. Прошу читателей попробовать опознать сей аппарат.

     Безымянный автомобиль
Безымянный автомобиль

Как было на самом деле

Автомобили, представленные Бортко в сериале, хоть и не соответствуют заявленной эпохе, но, тем не менее, совершенно не портят этим происходящее. Машины эти более современные, с гладкими линиями и полным набором агрегатов. Как же выглядели автомобили 1922 года. А вот так:

Конечно, такие раритеты, да ещё и на ходу, режиссёру бы добыть не удалось. Я даже не уверен, есть ли подобные экземпляры в частных руках, а не только в музеях автомобилестроения.

Берегите себя!