Мы сейчас здесь, потому что так захотел Господь наш Иисус Христос. Я верю тому, что говорится в Евангелии: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 29). Когда я впервые взял «Добротолюбие» в руки, то прочитал в поучениях святого Марка Подвижника: «Если Бог желает, чтобы что-то произошло, вся тварь помогает Ему». И я с юности был занят мыслью, что неважных вещей не бывает, и всегда чувствовал во всем, даже в незначительных вещах, действие Промысла Божия.
Как же мы должны принимать страдания, чтобы это принесло нам пользу? Постараюсь поделиться своими мыслями по этому поводу, не только о физических страданиях (боли), но и о боли нравственной – обо всем, чего мы не желаем. Еще со времен своей молодости я задавался вопросом: какова же цель страдания? И не нашел еще полноценного, удовлетворительного ответа. И все же я пришел к выводу, что для тех, кто страдает, – это и неизбежная реальность, и тайна.
Страдание – это реальность, которой мы не можем избежать. Это проблема, для которой еще никто не нашел решения. Так что оно остается для нас большой тайной. Важно не то, что мы думаем о страдании, а наше собственное отношение к нему. Церковь не хочет, чтобы люди страдали. Во время Литургии мы молимся: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим». Таким образом, Святая Церковь молится, чтобы люди по возможности не страдали. Церковь желает, чтобы все люди жили мирно, наслаждались своим здоровьем и доживали до глубокой старости.
Однако у нас есть причины принимать страдание как благо, когда оно приходит. Потому что когда нам приходится страдать, мы делаем это не напрасно.
Не все в состоянии терпеть страдания. Кто-то не выдерживает, для кого-то страдание – пытка. Я имею в виду главным образом физические недуги. Но я знаю людей, которые переносят очень много, которые не могут двигаться, но, несмотря на свою боль, излучают духовную радость, которой нет у здоровых. Но знаю и других людей, которые восстают против своих страданий, кто не придает им нужного смысла.
Один верующий румынский врач сказал: «Человек, не имея веры, не в состоянии делать двух вещей – растить хороших детей и терпеть большие страдания». Я убежден, что люди, которые могут нести свой крест и несут его с легкостью, – это люди большой твердости, решимости и сознательной веры в Бога. Они верят, что ничего не может произойти без воли Божией, и переносят свои страдания так, как будто они исходят от рук Божиих.
Еще раз возвращаюсь к святому Марку Подвижнику, который учил, что неважно, откуда и когда приходит страдание, важно то, как мы справляемся с ним. Преподобный Арсений, насельник нашего монастыря, сказал: «Если нам и приходится страдать, то это не напрасно». Мы должны преклониться перед тайной страдания, использовать его для нашего духовного развития и помогать другим в меру своих возможностей переносить их собственные страдания. Ведь Бог призывает нас помогать другим людям, и Он благословляет нас в этом случае. У нас нет даров исцеления, но мы можем делать то, что в наших силах.
Вспомним четырех друзей, которые принесли расслабленного из Капернаума ко Христу. Они могли бы подождать до встречи с Ним, но решили, что их помощь другу не терпит отлагательств. Они понимали, что сами не могут исцелить его, и знали, что только Христос может сделать это.
Господь не всегда исцеляет, однако попускает некоторым пострадать, чтобы они могли перенести боль для своего же блага. Я убеждался много раз, что люди, которые страдают или много пережили, являются духовно очень сильными людьми. Они видят жизнь совершенно по-другому и обладают качествами, которых нет у других.
Некоторые люди воспринимают страдание как несправедливость, как что-то, что не должно их касаться. Они пытаются сравнивать свою жизнь с жизнью других. Я думаю, что такой подход не имеет смысла. Каждый живет той жизнью, которую дал ему Бог. И каждый может извлечь пользу из страданий. Больше всего в этом помогают вера и знание о том, что Сам Бог попускает их. Это невероятно важно для нас. Такое знание помогает нам смиренно принимать все происходящее, поскольку без креста нет спасения.
Не знаю, компетентен ли я говорить о страдании и его принятии. Может быть, некоторые люди думают, что я много страдал в жизни, потому что слеп с рождения. Это не совсем так. Слепота может быть большим испытанием для тех, кто был независимым, а теперь зависит от других, или для тех, кто знает по собственному опыту, что значит видеть. От людей, которые заботятся обо мне, я узнал, что я не такой, как другие. Они жалеют меня, но я не знаю почему. Я никогда не жил по-другому. Конечно, проблемы есть и всегда будут, но пока я окружен хорошими людьми, мои трудности будут незначительными или минимальными. Я даже могу сказать, что совсем не страдаю, по крайней мере, не по причине моей слепоты.
Но я могу заверить вас, что вера в Бога помогает в трудных ситуациях. Бог ставит каждого христианина перед своим крестом, чтобы тот смог преодолеть самого себя. Без креста нет спасения, а спасение приходит не только через крест Христов, но и через то, что мы несем свой собственный крест. Когда мы переносим болезнь, боль или печаль, мы оказываемся перед крестом, который мы должны нести и который действительно будет крестом нашего спасения, ибо, неся его, мы преодолеваем себя.
Давайте попросим Бога помочь нам принять страдание, когда оно придет, и поймем, что крест необходим для нашего спасения. Попросим у Бога здоровья и всех благ, но попросим также помочь принять крест, если он есть. Давайте приготовимся к моральным и физическим страданиям для того, чтобы мы смогли легче их перенести, чтобы мы получили в итоге пользу от них. Давайте приготовимся претерпевать все со смирением.
Будем просить у Бога, чтобы наша вера созрела, чтобы мы могли противостоять любым ситуациям. Будем просить у Бога веры, которая может помочь нам в самых тяжелых моментах жизни. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Ищи врача, прежде чем заболеть, и молись перед искушением».
Страдание – это реальность, которую мы часто не можем избежать, это проблема, которую мы не в состоянии решить. Это тайна, которая может стать благой для нашего духовного развития, для соединения нас с Крестом нашего Господа. Это тайна еще и потому, что она связывает нас со страданиями Господа, милующего нас, спасающего и любящего нас. Он любит нас, даже когда посылает нам испытания, когда утирает все наши слезы, зная, что все наши страдания претворятся в благо.
Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Приход свв. Кирилла и Мефодия в Гамбурге
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм