В моей жизни появилась хейтерша. Поначалу я пыталась уйти от проблемы и не обращать внимание. Однако проблема так и не решилась. Хейтерша оказалась маниакально помешанной. Поэтому я решила попытаться извлекать какие-то бонусы. Пусть это грязь, пусть это самое мерзкое зловоние... Но ведь это ресурс.
Если жизнь даёт тебе лимоны, делай лимонад. Если же жизнь наполнила твою чашу ядом, значит попробуй сделать лекарство.
Цель написания этой статьи - размышления об укреплении психологического щита и о возможности создания противоядия.
Один из излюбленных приёмов моей хейтерши - это попытки унизить за внешность. Хейтерша скачала с соцсети размытую фотку вдали, совершила над ней какие-то свои манипуляции и без конца суёт как мне, так и посторонним людям под нос.
Обидно ли это? На самом деле, нет. И причина не в том, что я считаю себя красоткой. Причина в том, что если мне кто-то не нравится, я стараюсь держаться от этого подальше и уж точно не собираю какие-то неприятные изображения, особенно чужих людей. Почему? Потому что это - НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ.
Когда мы созерцаем приятное, мы получаем удовольствие. Удовольствие от приятного обеспечивает и ощущение внутреннего комфорта. И наоборот. Окружая себя какими-то неприятными вещами, включая фото неприятных нам людей, мы запускаем якорение неприятных ощущений.
Что может быть лучше, чем служить триггером дурного настроения своего врага?
Гоблинша из одинокой пещеры
В одной далёкой, одинокой пещере жила гоблинша по имени Грэмью. Ничто не радовало Грэмью. Ни свет дневного солнца, ни пенье птиц, ни благоухание цветов, что распускались на зеленых равнинах бескрайних гор... Целыми днями она рисовала портреты.
Это были жуткие портреты жителей долины по ту сторону скалистого ущелья. Мерзкие людишки будто назло радовались жизни.
"Ну ничего, скоро вы у меня попляшите," - бурчала гоблинша, обмакивая кисть в черно-красные разводы на палитре. "Вот увидите, какие вы на самом-то деле уродливые..." Нанеся последний штрих, Грэмью сняла очередной портрет с мольберта и подошла к стене.
Одна из стен одинокой пещеры была увешена мерзкого вида картинками. Посередине, в окружении уродливых изображений, в позолоченной рамочке висел портрет самой владелицы. Пожалуй, это было единственное милое изображение, которое можно было увидеть в доме гоблинши.
Повесив портрет, Грэмью достала телефон и сфоткала изображение. В тот же вечер она отправила фотку человеку, которого рисовала. Отправив, она испытала странное чувство удовольствия. Грэмью предвкушала, что получатель портрета наверняка будет расстроен. И это привело её в дикое веселье. Эхо злобного хохота еще долго раздавалось по всему склону...
На утро Грэмью проснулась вновь в тоскливом настроении. Это напоминало похмелье. Отпечатки ненависти застыли в образах, словно майские жуки в янтарной смоле. Глядя на свои картины, гоблинша вновь и вновь возвращалась к самым тяжелым мыслям...
Вновь и вновь черным пламенем в её душе разгоралась ненасытная ярость ненависти...
Эта история о том, что не стоит отождествлять себя с представлениями своих хейтеров. Обижаться на представление хейтера - это всё равно что обижаться на некрасивый рисунок, который выдают за ваш портрет.
Нравиться всем и каждому, как бы ни хотелось, едва ли возможно. А так уж ли важно мнение человека, который как бы совершенно и не нужен? А если это мнение человека, от которого и вовсе следует держаться как можно дальше?
У племени Майя существовал обычай - надевать устрашающие маски, чтобы отпугнуть зло. Так почему бы не рассматривать некоторые вероятные причины своих комплексов, как обереги от ненужных людей?
Тайный ключик к сознанию хейтера
Итак, что остаётся? Остаётся власть над сознанием своего абьюзера. Что где-то на стенке висит жуткий образ, который хранит наслоения ненависти. И всякий раз, как хейтер смотрит на эту дьявольскую икону, он предстает перед своими же глубинными проблемами и пьёт яд тщетной злобы.
Я знаю, это может показаться наивным. Особенно если смотреть с позиции жертвы: "Меня преследует жуткий гоблин. Я не знаю, что мне делать. Мне страшно. Я в отчаянии." Кажется, что власть в руках преследователя.
Но давайте попробуем задуматься о мотивах абьюзера? Если человек доволен собой, будет ли он сидеть в сети и поднимать свою самооценку за счет унижения других? Почему для некоторых удовольствие невозможно без оскорбления?
Оскорбление - это форма обесценивания. Обесценивание - это осознанное или бессознательное действие, нацеленное на снижение значимости того, что причиняет неприятные эмоции. Защитный механизм, которым пользуются люди с хроническим неприятием самих себя.
И здесь уже ключевое в слове "защитный". Как говорится, лучшая защита - нападение. И все эти нападки - это ни что иное, как попытки запугивания.
В нашей внутренней организации есть команда безопасности, которая выискивает угрозы. Обнаружив опасность (реальную или воображаемую), команда мгновенно реагирует, подавляя более медленные и рефлексивные системы. Главную роль здесь играет мозжечковая миндалина. Этот небольшой миндалевидный пучок нейронов расположен в центре лимбической системы – той части мозга, которая отвечает за обработку эмоций.
Мозжечковая миндалина непосредственно связана со стволом мозга, который активирует реакцию «дерись или беги». Если мозжечковая миндалина находит шаблон, который является частью прежнего страшного эпизода… она дает телу сигнал тревоги… У мозга нет понятия о «слабой тревоге», поэтому угроза мгновенно запускает паническую реакцию. А вот сходной системы для позитивной информации в мозге нет. Все плохое воспринимается более эмоционально, чем хорошее, и оказывает более сильное воздействие.
Дуглас Стоун, из книги "Спасибо за обратную связь"
То есть, если в вашей жизни появился маниакально помешанный на вас хейтер, можете не сомневаться: рыбка висит на крючке.
Как правило, проблема находится глубже. И то, что происходит - это, по видимому, моделирование какой-то застарелой тяжелой ситуации. Ситуации, в которой этот человек - жертва. Жертва, которая пережила, пожалуй, самое жуткое чувство - обиду.
Обиженные стремятся обидеть... Счастливые - осчастливить. Вот и всё.
Экхарт Толле
ОБИДА отличается от злости тем, что это чувство, которое может возникнуть только у человека, лишенного психологического щита. У БЕСПОМОЩНОГО.
Токсичный коктейль, который требует «переноса» на другой объект. То есть, жертва должна выбрать на ком можно было бы выместить свою обиду.
Оскорбление - это защитный механизм, который скрывает болезненный гнойник застарелой обиды. Говорят, в центре оскорблений лежит желание контролировать другого человека. А по определению, обида - это чувство, которое возникает вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя повёл в действительности...
Да, обидчик нацелен унизить, сломать свою жертву, загнать в ситуацию, в которой он, возможно, получит контроль над её эмоциями. И ценность удовольствия - в мнимом чувстве превосходства. Хотя если задуматься, о чём говорит потребность в другом человеке, как в живой мишени?
Логичнее было бы желать превосходства над собственным бессилием. А это уже самодостаточность. Человек, имеющий самостоятельную ценность либо способный обходиться собственными возможностями, не будет терзать других, провоцируя дискомфорт.
Так что, где есть потребность, есть и зависимость.
На прочность проверяется ваш психологический щит. Формируя ожидание, человек общается не с вами, а со своими представлениями. А ожидание - это пассивная позиция, связанная с инертностью, апатией, бездеятельностью...
Каким бы деятельным не казался движимый обидой агрессор, важно понимать, что внутри этот человек глубоко уязвим. Что будет с обидой, если обиженный не найдёт на ком выместить свою обиду?