Найти тему
AMMIAC. МЕДИА

Шольц и Макрон опять поругались

Растущая ссора между Германией и Францией рискует привести к срыву важнейшего саммита ЕС, который состоится на этой неделе.

Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон | Benoit Tessier/POOL/AFP via Getty Images
Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон | Benoit Tessier/POOL/AFP via Getty Images

Лидеры ЕС встретятся в Брюсселе в четверг и пятницу, чтобы обсудить экономическую конкурентоспособность и боеприпасы для Украины, но столкновение между Германией и Францией по поводу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и ядерной энергии теперь грозит нарушить ход этих переговоров.

"Я сторонник постоянного франко-германского компромисса, но также и правды во франко-германских отношениях. Когда у нас есть разногласия, мы не скрываем их, а работаем над их преодолением", - сказал министр транспорта Франции Клеман Боне в интервью POLITICO.

Движение ЕС по запрету продажи загрязняющих окружающую среду легковых автомобилей и микроавтобусов к 2035 году с целью борьбы со стремительно растущими выбросами парниковых газов, связанными с транспортом, вызвало очередной скандал после того, как Германия вместе с небольшой группой союзников, включая Италию, необычно поздно заблокировала правила ЕС по экологически чистым автомобилям.

Берлин хочет сделать четкое исключение для электронного топлива, синтетической альтернативы ископаемому топливу, что пошло бы на пользу его автомобильной промышленности, но это изменение уже дважды отклонялось в Европейском парламенте, а страны-члены не поддержали обязательную лазейку для такого топлива в ходе длительных переговоров по окончательному проекту в прошлом году.

Франция резко критикует препятствия Германии, но в то же время пытается добиться исключения ядерной энергии из "зеленых" правил ЕС, что раздражает Берлин.

По словам двух дипломатов, Франция хотела включить в выводы саммита ЕС ссылку, которая подчеркнула бы важность ядерной энергетики для декарбонизации промышленности ЕС. Но это не устраивает правительство канцлера Германии Олафа Шольца, в которое входит скептически настроенная по отношению к ядерной энергетике партия "зеленых".

Хотя спорный пункт не был включен в проект выводов, распространенный в понедельник вечером председателем Европейского совета Шарлем Мишелем, Париж продолжает настаивать на включении ядерной энергетики в законодательство ЕС по чистым технологиям.

В последние дни Франция не только лоббировала включение ядерной энергии в закон ЕС о промышленности "Net Zero" - законодательный пакет, направленный на увеличение производства чистых технологий в блоке, - но и вновь добивается повышения роли ядерного водорода в достижении целей ЕС в области возобновляемых источников энергии. По словам двух дипломатов, Париж особенно возмутил тот факт, что Европейская комиссия под давлением Берлина понизила роль ядерной энергетики в Законе о промышленности "Net Zero" до его представления на прошлой неделе.

Между тем, в понедельник Берлин продолжил интенсивные переговоры с Еврокомиссией по поводу автомобилей, касательно потенциальной сделки по разрешению синтетического топлива (или электронного топлива) в соответствии с законодательством ЕС. Шольц хочет, чтобы этот вопрос был решен до саммита в четверг, чтобы избежать его потенциального превращения в более серьезную политическую дискуссию между лидерами, сказали три чиновника.

Но даже если сделку удастся заключить вовремя, она все равно будет омрачена сопротивлением Франции и Европарламента.

В понедельник в письме Совету ЕС президент Европарламента Роберта Метсола также выразила протест против попытки Германии в последнюю минуту изменить уже согласованное законодательство по автомобилям.

Метсола предупредила, что это может "подорвать доверие к законодательному процессу [ЕС]", по словам чиновника, видевшего письмо. Метсола также может напрямую высказать эти опасения во время встречи с лидерами ЕС на саммите в четверг.

Большая проблема для Германии заключается в том, что ее противоречивый шаг в отношении электронного топлива может привести к обратному результату.

Недопустимо ставить энергию в ущерб автомобилям, и Франция должна придерживаться своего государственного оружия и бороться за постепенный отказ от двигателей в 2035 году", - сказала Джулия Полисканова из "зеленой" группы Transport & Environment.

Два чиновника в Берлине заявили, что они обеспокоены тем, что блокада Германией законодательства об автомобилях не только подорвет доверие к Берлину, но и ослабит его способность противостоять ядерным планам Франции.

"Если мы в последний момент говорим: "Подождите, мы хотим изменить законодательство, потому что у нас здесь есть ключевой интерес", то будет сложнее сказать "нет", если другие делают то же самое", - сказал один из них.

В преддверии встречи во вторник министров по делам ЕС для подготовки саммита лидеров, госсекретарь Германии по делам ЕС Анна Люрманн сказала, что она надеется, что блокада Берлином законодательства по автомобилям не будет стимулировать другие страны к попыткам подражания для защиты своих основных национальных интересов.

"Важно, чтобы Германия воспринималась в Брюсселе как надежный партнер по переговорам и действовала своевременно и согласованно. Это должно стать лучше", - сказал Люрманн в интервью POLITICO.

"Этот тупик должен быть быстро преодолен", - добавила она.

Подписывайтесь на Телеграм

Еще от Аммиак:

Бой за Азию: США, ЕС и Россия сражаются за главные рынки
AMMIAC. НОВОСТИ 23 ноября 2022
Шольц отправился в Пекин, в Брюсселе и Париже недовольны
AMMIAC. НОВОСТИ 3 ноября 2022
Берлин и Пекин: возможен ли альянс в обход ЕС, России и США
AMMIAC. НОВОСТИ 7 ноября 2022