Китайский борт № 1 ещё не успел набрать высоту над Москвой, как мировые СМИ принялись подводить итоги государственного визита Си Цзиньпина в Россию. Большинство из них, разумеется, носят крайне негативный характер: от упреков официального Пекина в мягкой поддержке Москвы до откровенного обвинения в противостоянии коллективному Западу.
Если собрать все возмущенные голоса в один столбец и высчитать «среднее критическое», то получится константа Болтона – бывшего советника Трампа по национальной безопасности. Почему константа, да потому что будучи правой рукой при вечно лохматом шефе, как известно, дружелюбно настроенным к РФ, он умудрялся видеть негатив даже в семёновской матрёшке. Мол, это солдат русского мира, переодетый в нарядный сарафан, под которым прячется целый взвод. О визите китайского лидера он, разумеется, высказался в том же ключе.
«Я считаю, что образуется ось Россия — Китай, к которой примкнут Иран и КНДР. Взгляните на карту, взгляните на географию, — призвал он мировое сообщество. - В этом и есть настоящая проблема для Запада, независимо от того что произойдет на Украине».
Если Запад волнуется, значит речь в первую очередь идет про деньги. В 21 веке вряд ли найдутся такие чудаки, кто будет считать не их, а ворон. И здесь опасения Болтона оправданы, так как Москва и Китай сейчас работают над строительством двух глобальных транспортных коридоров: Юг-Север и Север.
В обоих проектах Китай очень заинтересован, так как непрекращающиеся торговые войны с США ( на минуточку, главным экономическим партнером Китая) требуют от Поднебесной искать запасные ходы – на случай, если нервы у Запада не выдержат и они начнут чинить преграды транспортировке китайских товаров.
Для понимания ситуации, везти всё морем скоро, возможно, будет проблематично. Особенно, если Китай всё-таки решится на более смелые действия в отношении Тайваня. Дело в том, что на всех важнейших проливах, как правило, стоят базы НАТО, с помощью которых Америка контролирует современные «караваны» по воде.
Про Россию и Иран, на которых лежат 100500 различных санкций, и говорить нечего: им пока в большой мир по воде путь почти закрыт. А торговать нужно всем, ведь США с сателлитами – лишь пятая часть планеты, на которой, как известно, насчитывается более 200 государств. И все делают большую ставку на импорт, особенно углеводородов и зерна. Подрыв «Северного потока» и пляски с бубнами вокруг продления зерновой сделки подчеркивают актуальность этих направлений.
В основном для этих товаров и предназначен новый трансконтинентальный торговый маршрут от восточной окраины Европы – и до Индийского океана. Оцените масштаб: 3000 километров «суверенного» пути (где не будет никаких преград со стороны Запада), 20 миллиардов долларов инвестиций (и это не считая китайских вливаний) и новая артерия мировой логистики, которая в среднесрочной перспективе будет интересна странам "с особым мнением".
Например, той же Турции или Венгрии, которые даже находясь в НАТО, не рвут с Россией свои связи. С другой стороны пути более сытная картина - миллиардная Индия, тот же миллиардный Китай, развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.
Сам транспортный коридор состоит из двух частей: железнодорожная система и речной компонент. Россия, учитывая суммарную площадь своих акваторий, усиленно «дует на воду» - расширяет судоходные сети Волги, Азова и Дона, на что в ближайшее время будет потрачено более одного миллиарда долларов! Через Каспий, Астрахань, Нижний Новгород и Волго-Балтийский канал – с выходом как на глобальный Север, так и на Глобальный Запад – это, правда, уже перспектива «на вырост».
Железный занавес, как мы знаем, вечным не бывает. Китай этому проекту всячески помогает, учитывая не столько политическую солидарность, сколько личную выгоду (дружба дружбой, а денежки врозь). Ведь у него через железную дорогу (речь не про перегруженный Транссиб, а колею европейской части России) явно расширится «меню» для торговли с третьими странами. Особенно после формирования подвозного кластера на западе Казахстана - вот вам еще один хаб к будущей транспортной нитке. К Севморпути у Китая, конечно, интерес куда больший, но об этом позже. Си неспроста заявил, что логистика – это колесница Китая, на которой он едет в будущее.
Вкладывается в строительство нового торгового пути и официальный Тегеран. Так, например, компания IRISL уже выделила 10 миллионов долларов, чтобы практически вдвое увеличить грузооборот порта Солянка в Астрахани - аж до 85 000 тонн в месяц. Параллельно Иран расширяет железнодорожную сеть, которая уже насчитывает около 16 000 километров, и строит новые терминалы, с помощью которых грузы будут «перекидываться» с товарных поездов на танкеры.
И в этой цепочке Нижний Новгород выглядит как одно из важных звеньев, учитывая его географическое положение на Волге, развитую сеть ж/д и близость новой скоростной трассы М-12. Всё это второстепенные развилочные ответвления от большой логистической дороги мирового значения. На новом перекрестке сплошь планетарные гиганты - Индия, Китай, пока еще развивающийся Иран... Четверть населения Земли, другими словами - два миллиарда потребителей.
На языке экономистов – это конкретные деньги с оборота товаров в виде налогов и инвестиции в транспортную инфраструктуру, по которой в скором времени поедут товары. Какой доход принесет новый коридор узловым точкам пути "Юг-Север" - никто не считал, но, поверьте, очень большой, если в этом заинтересована вторая экономика планеты. Си просто так на три дня в гости не приезжает. Понятное дело, что в повестке его визита был десяток других тем, но тем не менее...
Про второй геопроект - Северный Морской путь - разговор особый. Поэтому к нему мы вернемся в одной из следующих публикаций.