Продолжаем общение с Павлом и Ольгой!
Первая часть:
⦁ Почему новгородцы уделяют внимание правовым аспектам при организации детских забегов.
ПАВЕЛ: Собираем детишек, сначала в парке бегали, а сейчас нам стадион отдают на полдня. В последний раз четыреста человек было. С хронометражем, с судьями, там всё серьёзно у нас.
По возрастам сегментируете?
ПАВЕЛ: От четырёх до тринадцати лет. Мы просто даем ребятам почувствовать резиновые дорожки. Эйфория соревновательная, трибуна, родители. Эти забеги хорошо развиваются, год от года +100, +100 . Сейчас заявку на грант готовим, может, денег каких-то дадут, чтобы масштабировать это всё.
Вы заключаете соглашения с родителями? Пишете отказ от ответственности?
ПАВЕЛ: Обязательно берётся расписка о персональной ответственности. А с этого года еще строже стало, придётся, наверное, справки просить. Но раньше на всех наших стартах, где мы были организаторами, брали расписки.
А почему вы берете расписки?
Не дай Бог человек на тебя пожалуется, что ногу подвернул, или ребенок упадет. Я не знаю, насколько это поможет в суде, но, если участники расписались, будут внимательнее к себе относиться.
Очень многие парковые забеги предлагают детские забеги, но при этом не требуют документов.
ПАВЕЛ: Да, об этом говорили с моей женой Татьяной, она как раз сейчас обучение проходит. И она сказала, что теперь надо брать и расписки, и справки. И помимо персональной ответственности ещё и разрешение на использование фото и видео материалов. Да, это нужно.
Я здесь вижу вашу заботу о том, что вы делаете. Не просто «мы хотим провести мероприятия, какие мы классные и к нам приходят много детей», нет. «Мы в каждом забеге заботимся о вас, о вашей жизни и здоровье, мы берем на себя ответственность, мы понимаем, что мы делаем». И это не просто по фану провести интересное и весёлое мероприятие, а именно серьёзный подход к каждому мероприятию.
Как регулярно вы детские забеги проводите?
ПАВЕЛ: Два раза в год. Можно было бы и чаще. Мы не успеваем чаще, график очень жёсткий. Мы к Забег.РФ готовимся очень напряженно. Он 4 июня проходит, мы с Олей в команде уже начинаем подготовку. У нас еще трейловый забег, мы тоже за два месяца начинаем работать с ним. А летом мы начинаем по стартам ездить. И получается у нас осень и весна затишье, и мы с детками работаем тогда.
А ещё у нас в августе наметился интересный ультрамарафон. В том году мы бежали прикидочные эстафеты Великий Новгород - Старая Русса, очень интересный маршрут. Его в советское время бегали. А мы его нащупали. Едет автобус с командой и каждый выбирает свою дистанцию, кто-то десять километров, кто-то пять, кто-то пятьдесят, кто-то полную дистанцию. И вот у нас такая эстафета. Очень классно проехали, думали грустить будем - нет. Заехали на озеро Ильмень пофотографировались и искупались. Администрация Старой Руссы нас встретила – экскурсию провела, пирогами накормила.
⦁ Как новгородские ратники в доспехах убедили современных бегунов, что те попали в древнее средневековье.
Наши читатели узнают про то, какие интересные ультры вы проводите, возьмут, да и приедут к вам :) А вот трейл, про который вы говорили, «Novgorod ICE», какие там дистанции?
ПАВЕЛ: Они нестандартные - двенадцать, девятнадцать, шестёрочка была, и детская верста была. Основная – 19 км. Про это долго можно рассказывать. Нам разрешили пробежать через музей, деревянного зодчества. Известный новгородский музей, через него пробегаем, дальше мимо Юрьевского монастыря. И все это под колокольный звон, а потом мимо Рюрикова городища. У нас это называется «зимние километры истории». Там каждый километр - знаменательные места. Мы два дня проводили в этом году, потому что понимали, что много информации... Первый день сделали экскурсионный. Арендовали музей-заповедник Белая Башня – это четырёхъярусная крепостная башня, в ней музей. И там сделали регистрацию, лекцию. Полдня там людей встречали и провожали. Параллельно была беговая экскурсия по городу. Потом нам еще организовали бесплатную экскурсию в музей-заповедник уже в Кремле.
И вот целый день люди с экскурсии на экскурсию – всё бесплатно. И мы их погрузили в атмосферу древнего Новгорода. И наполнили трассу персонажами – настоящими ратниками в доспехах.
Там двадцать человек ратников было в доспехах, причём никто не знал об этом, ратники просто стояли в диком лесу. Мы полностью хотели погружение смоделировать. Вот человек бежит на эндорфинах, и он не понимает - то ли ему это видится, когда рыцари стоят рубятся в лесу в этих сугробах, то ли это правда. Как будто машина времени перенесла его в историческое прошлое. В идеале я хотел сделать Ледовое побоище, чтобы на озере рубиться с этими крестоносцами. В этом году у нас 400 участников было. Из них 300 – это Москва, Питер.
ОЛЬГА: Татарстан прилетал, Удмуртия. 40 городов было.
ПАВЕЛ: Наша фишка - возле Коня, в ста метрах от зоны старта, троицкий раскоп. Он известен на весь мир. Там вскрыта улица Древнего Новгорода, и там очень много артефактов было найдено в свое время, они все в музеях. Мы находим оригинал, княжеская печать или медальон Ярослава Мудрого или Александра Невского, и мы делаем с них полную копию. Новгородские ювелиры отливают медальон, и на финише девушки в этих старинных костюмах надевают эти медальоны на кожаных ремешках финишёрам. Так вот у людей уже коллекции собираются каждый год, разные какие-то медали очень красивые. Мы хотим, чтобы все почувствовали, что это круто, когда все вместе что-то делаем.
Ещё есть «Забег Памяти», и в этом году в мае мы хотим его сделать массовым. Бежим 36 км, от Мясного Бора, там, где была страшная трагедия – окружили Вторую Ударную Армию. Там захоронения наших бойцов. Приезжаем туда на автобусах, и оттуда бежим в Новгород, и возлагаем цветы к вечному огню. Бежим по трассе М10, с красными флагами. Водители нам сигналят.
Ты бежишь, это вот всё в голове, вот эта трагедия. Ты бежишь по этим местам, всё с собой несёшь. Очень хорошо это с бегом заходит. Через физические страдания не то, что это вспоминаешь, ты это чувствуешь уже сам на себе. Вот хочется такие забеги. Хочется дать людям возможность в них поучаствовать.
Дать людям возможность поучаствовать в таких забегах, чтобы они что почувствовали?
ПАВЕЛ: Поделиться вот этими своими ощущениями. Мы это прочувствовали, нам это зашло, и мы хотим дать это ощутить другим. Поделиться хочется. Как бег, когда ты хватаешь этого прохожего, ты уже понял, а он-то еще не в курсе, что так классно бегать.
ОЛЬГА: У меня бабушка в годы Великой Отечественной Войны была угнана в Германию, а все три её брата воевали, и они все вернулись. И вот я бегу за Васильевых и за Никитиных. И всю дистанцию я бежала с мыслями о своих дедах, а в те моменты, когда было плохо, вспоминала о том, как дедушка, который воевал на территории Белоруссии, первый ворвался в деревню, в рукопашном бою уничтожил четырёх немцев. Я вспоминаю рассказы бабушки, как они жили в землянке, как радовались котлетам из лебеды. Я бегу, и в те моменты, когда начинаю себя жалеть, погружаюсь и думаю, что я бегу за них, и не только за них, за всех героев. Это помогает меньше жалеть себя, потому что благодаря этим людям мы сейчас живем. И они отдавали свою жизнь за то, чтобы мы сейчас жили. Я внутренне сжимаю кулачки, когда бегу. Вот такие картины рисую в своей голове, и у меня такие мысли, когда мы бежим этот пробег.
Перед тем как дать отмашку на старт, какие слова вы говорите перед забегом?
ПАВЕЛ: Всегда разные. Если это «Забег Памяти», то соответственно, минута тишины. Всё в соответствии с ситуацией. Если это контрольный забег, то напутствия какие-то, спортивные немножко шутки. Слова находятся сами, люди-то все свои, знаешь, что сказать. Что бы тебе самому было приятно слышать в такие моменты, то ты и транслируешь.
И тогда ради чего большего вы все это делаете?
ПАВЕЛ: Вы чувствуете, с каким я упоением это рассказываю? Нравится нам это делать! Видим обратную связь, людям дарим счастье.
Ольга, а вы ради чего большего это делаете?
ОЛЬГА: Я чаще всего волонтёр в стартово-финишном городке. И могу сказать, что для меня огромная и великая честь - видеть послефинишные эмоции и разделять их с людьми. Помню на первом «Novgorod ICE» была девочка легкоатлетка, и она прибежала первой, и у нас была натянута финишная лента. Она сказала: «Это была мечта моей жизни - финишировать с финишной лентой». У человека сбылась мечта. И когда на «Забег.РФ» финиширует человек, ты его обнимаешь, и прямо чувствуешь, насколько ему дался каждый метр этой дистанции. Кто-то плачет от счастья, кто-то плачет от того, что не получилось, и вот эти эмоции – это, конечно, бесценно.
Вот, наверное, ради финишных эмоций, этих всех чувств я это и делаю. Самая лучшая награда - когда после «Novgorod ICE» в чате люди говорили: «Ребята, у меня куплен был слот на «Забег.РФ», но мы приедем в Великий Новгород». Наверное, это самое классное, то, ради чего можно долго-долго готовиться. И, конечно, это бесценно - глаза людей.
А знаете, что я здесь слышу? Поправьте меня если не так. Я здесь вижу глубокую соединенность через бег с историей своей страны. С тем, что происходило давно. С тем, что мы живем на великой земле. Я говорю сейчас высокие слова, может быть они покажутся пафосными, и, может быть, когда вы рассказывали про «километры истории», вы это не ощущали. Но то, что я услышала — это про идею не просто так пробежать по историческому месту, а проникнуться духом истории нашей Родины, откуда Русь пошла.
ПАВЕЛ: Именно такая цель у забега и есть. Когда мы поняли, что бег — это слишком узко. А хочется всего много донести, и любовь к городу, она огромная и с каждым годом она всё больше и больше. Я не понимаю, откуда это берется, но с бегом она очень резонирует. То ли мы стали изучать историю Великого Новгорода лучше, не знаю, то ли мы любим людей и через людей любим свою землю.
И эту любовь хочется донести, всем рассказать, что такой классный город у нас. А город — это история. Я перед «Novgorod ICE» хожу на лекции, читаю книги, изучаю и погружаюсь во все это. Пока ты сам этим не проникнешься, ты людей не сможешь заразить. Так же как с бегом, по сути - ты пока его не полюбишь, ты никого им не заразишь.
ОЛЬГА: Когда у вас еще будет возможность пробежаться вокруг древних стен и увидеть самый древний каменный собор в России - Софийский собор? Потом зайти в Кремль и увидеть самую древнюю гражданскую постройку в России, это Грановитая палата. Мы заходим в музей Республики Татарстан и видим – новгородская гривна. Приходим в Третьяковку, а там иконы новгородские, то есть Великий Новгород – он везде. Великий Новгород – это колыбель России, и нас в средние века назвали Господин Великий Новгород. Не знаю, как это передаётся. Вековые стены, и эта история, она заряжает и передается, возможно, и питает энергией, когда человек бежит эти снежные километры истории. Причем они еще сделаны с особой нежностью.
ОЛЬГА: Паша не говорит о том, что трасса «Novgorod ICE» уже второй год прокапывается вручную лопатой, потому что нас заметает снегом. В этом году за сутки навалило снега, люди с лопатами проходили и прокапывали с утра. Действительно каждый метр, трассы он сделал с любовью. Паша просто ночует на трассе. За две недели, мне кажется, переезжает в поля и там просто ночует.
Сколько километров вручную вы проходите с лопатами?
ПАВЕЛ: Трасса перемежается с дорогой, поэтому километров 5–6 получается. Многим нравится, это у нас уже как народная забава – готовить трассу. В этом году было экстремально. В субботу мы встречаем гостей, лекции им читаем, презентация трассы, и у нас сумасшедший снегопад начинается. И всё, всё, что мы готовили целую неделю - пропадает. Ребятам в клубный чат пишу: «спасайте». И 20 человек с лопатами, даже мини-трактор приехал. Я с гостями на презентации трассы, а ребята фигачат с лопатами. Через полтора часа всё сделали.
⦁ Про силу команды, сплочённость и веру в то, что делаешь
У меня тогда сразу же вопрос про команду. Этого всего было бы невозможно сделать без команды. Расскажите про людей, с которыми вы работаете?
ПАВЕЛ: У нас человек пятьдесят можно выделить, и у нас люди подключаются, они всегда наготове. Когда делаем какое-то мероприятие, мы примерно понимаем, кто еще будет полезен, кто хорош маршалом, кто-то хорош как какая-то физическая сила, кто-то постоянно работает с людьми на регистрации. То есть, когда приступаем к организации, примерно понимаем, кто чем будет заниматься. Делаем обычно таблицу, и я беру на себя ответственность - заполняю самые сложные позиции. Проявляю волюнтаризм, с которым все соглашаются.
Менее ответственные должности люди заполняют по желанию. 50 волонтёрских вакансий мы легко наполняем сразу. И любое мероприятие так закрываем. Город просит эстафету провести, например, «Кросс нации», мы быстро собрались, мобилизовались, распределились.
ОЛЬГА: У нас это беговая семья, и для меня «NovgorodRUN» — это уже больше чем клуб. И субботние пробежки для меня — это тоже нечто большее. Атмосфера в клубе потрясающая, и эта душевность и искренность. И забегая вперёд, как удалось сохранить такую команду – Паша и Таня потрясающие, они притянули таких же людей. Потому что они – Человеки с большой буквы. Эта вот необъятная, огромная душа, искренность, человечность и доброе, доброе большое сердце.
Павел, Таня – это твоя жена?
ПАВЕЛ: Да, это наш вечный двигатель
ОЛЬГА: Она - сердце клуба
Кто раньше начал бегать, ты или Таня?
ПАВЕЛ: Я, конечно. Таня долго сопротивлялась и до сих пор сопротивляется. Говорит: «Как мне этот ваш бег дорог», - надевает кроссовки и выходит на улицу. С нами бегают врачи, юристы, силовики, учителя, завучи школ.
Они все бегают?
ПАВЕЛ: Да, все бегают. И Оля в министерстве спорта работает, она не говорила об этом.
Ольга, где ты работаешь?
ОЛЬГА: Я госслужащий в сфере спорта.
Поступила на госслужбу раньше, чем пришла на пробежки к Коню и стала активным участником клуба. Долгое время не говорила о месте работы, хоть и должностные обязанности совсем не связаны с проведением и организацией соревнований.
ПАВЕЛ: Этим бег и прекрасен, Оль. Тем, что с нами рядом годами бегают люди, а потом оказывается, что они полковники ФСБ, или директора школ, или предприниматели успешные. Бег настолько демократичен, настолько всех уравнивает. Кому интересны все твои регалии, если ты не можешь пробежать половинку?
ОЛЬГА: Никто не афиширует, но мы знаем, что с нами бегают представили различных структур, «Динамо». Но при этом, когда они волонтёрят, бегуны даже не знают, что им раздает пятерки человек, у которого есть высокое звание. Среди участников «Novgorod ICE» бежала заслуженный мастер спорта России по спортивной гимнастике - уроженка нашего города, бежали гости - заслуженный мастер спорта России и мастер спорта России международного класса по фехтованию. Но никто из них это не афиширует. Меся снег, все равны.
У нас есть ещё одно интересное мероприятие, которое всех уравнивает – забег обещаний. Первого января мы бежим с обещаниями. Вот самое удивительное. Я даже вспоминаю про то, что говорил Паша, что у нас все обещания, которые пишутся, они каким-то, чудодейственным образом сбываются. Люди ставят себе не только беговые цели, но и какие-то жизненные цели. И, видимо, это настолько стимулирует… Или тут какая-то магия бега, или, то, что ты пожелал перед людьми и нельзя уже отступать... Люди худеют, изучают языки, выполняют свои беговые задачи, какие-то психологические моменты прорабатывают. Первого января все бегут.
Ну и про планы на будущее. Что вы предполагаете? Может есть какие-то интересные задумки, если можно об этом говорить? Или в целом поговорить…
ПАВЕЛ: Есть задумки. Просто столько текущих сейчас мероприятий... Я сторонник того, что мы берем несколько стартов и делаем их с душой, чтобы так вот рассказывать можно было, чтобы не было конвейера. Поэтому планов мы не строим, хотя идей очень много.
Мы хотим провести ночной забег по берегу нашего Славянского моря (так в древности называли озеро Ильмень) в августе. Когда уходит вода, там открываются многокилометровые пляжи. Юра Строфилов проводил в своё время ночной забег по финскому заливу. У нас есть предприниматели, которым это интересно.
Павел, Ольга, что вас поддерживает продолжать бегать и находить смыслы в том, что вы делаете?
ОЛЬГА: Для меня важно общение, это меня вдохновляет. Паша уже сказал, что сейчас началась подготовка к «Забегу.РФ». Сбор-разбор стартово-финишного городка, выдача регистрационных номеров, встреча с участниками забегов которые узнают меня при выдаче стартовых номеров - вот это поддерживает и подпитывает.
Когда стоишь на за Забеге РФ и приезжают: «Ой, а мы у вас были на паркране и два года назад вы проводили брифинг в кокошнике», или «Ой, а я помню, вы к нам приезжали в серых футболках» - это дорогого стоит.
ПАВЕЛ: Я уже говорил, что у меня есть двадцать учеников, и половина из них девушки, девочки. Поэтому, когда очень не хочется бежать, я просто смотрю на них. Минус пятнадцать, или мокрый снег, или еще что-то, а они у меня бегают. Тогда и я через не хочу продолжаю это движение, и это позволяет поддерживать темп. Как на марафоне, когда тренер тебе пишет, что ты «беги по своим ощущениям, когда все плохо», когда горки или еще что-то. То есть сбавляем темп, но движение не прекращаем.
Вот здесь то же самое. Мы сбавляем этот жизненный темп, а движение не прекращаем. А потом разбираемся, то ли какая-то биохимия опять, то ли магнитные бури. Затяжных выгораний нет. Неделя, другая - и ты побежал, и хорошо. То есть, главное - не останавливаться. В беге как в жизни, как на марафоне. А когда ты постоянно двигаешься, то в итоге получается достаточно быстро – «быстро это медленно, но постоянно», так и проходим эти непростые периоды. Читаем книжки, копаемся в себе. Выбежал на полтора часа обо всём подумал - такую ревизию проведёшь у себя в голове! Возвращаешься, вроде всё, разобрался, хорошо. На эндорфинах хорошо заходит. Сразу ответы на всё получаешь.
Как вы видите себя через пять лет? Любимый вопрос эйчаров, все над ним смеются, но правда интересно, какими вы будете, если опять заглянем в будущее?
ПАВЕЛ: Я не знаю… Хочешь посмотреть будущее - смотри, в прошлое. Я не знаю… Меня данный вектор пока устраивает.
Я всё шутил, ребятам рассказывал, как в Форесте Гампе. Тоже меня все спрашивают, когда приглашают на интервью – сколько вы бегать будете? Я говорю – как Форест Гамп, бежал-бежал, остановился - «я устал».
Теперь у меня шутка другая – сначала я бегал бег, теперь бег бегает меня. Теперь я, наверное, не имею права остановиться. Вот сколько можно будет, столько и буду бежать.
На этом всё! Кто не хочет расставаться с полюбившимся Великим Новгородом может прочесть впечатления Юлии об их субботней пробежке:
Материал подготовили:
Диана Степанова, журналист, командный коуч PCC ICF.
Сергей Устьянцев, бегун, корреспондент PRO parkrun.