3,3K подписчиков

Моховой или дендритовый?

439 прочитали

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно? В разных источниках иногда ставят знак равенства между всеми этими понятиями. Так что пришлось взять в руки учебник. Вот что я прочла в книге «Ювелирные камни» (Н.И. Корнилов и Ю.П. Солодова, изд. 1987 г.):

«Полосчатые разновидности халцедона представлены агатами и ониксами. В агатах слои различной окраски, расположенные в основном параллельно друг другу, расходятся концентрическими кругами причудливых волнистых очертаний. Камни с прямыми полосами и слоями называют ониксами или ленточными агатами…

…Дендритовые включения, сферолиты и чешуйки минералов зеленого цвета образуют моховой агат, или моховик; узоры хлорита в нем порой имеют причудливые очертания и напоминают лесные пейзажи, дремучие заросли, ветви или таинственные водоемы. Марганцевые дендриты черного цвета, разветвляясь по трещинам халцедона, чаще всего бывают похожи на ветви деревьев или кустарников, а также образования, подобные тонким морозным узорам на стекле. Подобные халцедоны назывались моккским камнем.»

Цвет рисунка таких самоцветов разнообразен: чёрный, бурый, жёлтый, рыжий, красный, зелёный, серый – всего не перечислить. Красота дендритовых агатов издавна привлекала ценителей красоты минералов. Эти замечательные создания природы использовали в ювелирных изделиях, достойных лучших музейных собраний, таких, как Королевская коллекция британских монархов.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?

Золотая шкатулка с крышкой из дендритового агата, украшенная розовой гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 4,6 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, 1894 г., Королевская коллекция британских монархов. Эта шкатулка — подарок королеве Марии от царя Николая II и царицы Александры Федоровны на Рождество 1894 года.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-2

Золотая шкатулка с крышкой из дендритового агата, украшенная розовой гильошированной эмалью, длина 3,4 см, мастер Хенрик Вигстрем, фирма Фаберже, 1903-1908 гг., из Королевской коллекции британских монархов.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-3

Золотая табакерка с панелями из дендритового агата, длина 4,3 см, Антуан Лашодель (работал в 1744-50 гг.), Париж, из Королевской коллекции британских монархов.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-4

Табакерка из дендритового агата в золотой оправе, диаметр 5,5 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1765 г., Дрезден, из Королевской коллекции британских монархов.

Интересный факт: популярность дендритового агата была столь велика, что мастера-ювелиры стали создавать изделия с эмалью, украшенной узорами, имитирующими этот камень.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-5

Золотая шкатулка, украшенная розовой гильошированной эмалью с имитацией дендритового агата, диаметр 5,7 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, 1876-1896 гг., из Королевской коллекции британских монархов.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-6

Золотая бонбоньерка, украшенная эмалью с имитацией дендритового агата, диаметр 6,3 см, Жозеф-Этьен Блерзи, Париж, 1778 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-7

Кнопка звонка в виде слоника из мохового агата с бриллиантовыми глазами на подставке из белого агата, украшенная золотом и гильошированной эмалью, высота 6,5 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, 1889-1903 гг.

Слон, как символ датского королевского дома и древнего ордена Слона — высшего рыцарского ордена Дании, стал важным символом для российской императорской семьи после женитьбы императора Александра III на принцессе Датской Дагмаре, впоследствии императрице Марии Федоровне. Подобный слон с датского ордена стал украшением нескольких важных императорских заказов Фаберже, в том числе императорского яйца 1903 года, пасхального подарка от императора Николая. II своей матери.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-8

Золотая табакерка с отделкой из черепахового панциря и дендритового агата с рисунком, напоминающим зимний закат, длина 7,8 см, Адриен-Жан-Максимилиан Вашетт, Париж 1789 г. Когда-то эта табакерка принадлежала Евгении, императрице Франции (1826-1920).

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-9

Золотая табакерка с дендритовым агатом, длина 6,2, Париж, 1756 г.

Табакерка когда-то принадлежала княгине Екатерине Дашковой (1742-1810), наперснице и подруге Екатерины II. Княгиня подарила ее вместе с другими сувенирами своей спутнице Марте Уилмот во время ее ссылки в Троицком между 1804 и 1810 годами. Мисс Уилмот вышла замуж за мистера Брэдфорда, капеллана британского посольства в Вене, и вместе с дочерью Кэтрин составила описательный каталог коллекции с акварельными иллюстрациями, известный в семье как «Зеленая книга». Табакерка была включена в каталог со следующей подписью: «Древесный агат или камень мокко — самая красивая шкатулка. Центр крышки поднимается при прикосновении к определенной пружине, демонстрируя миниатюрную картинку. Портрет удален».

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-10

Чаша из мелкозернистого мохового агата в золотой оправе бриллиантами и рубинами, диаметр 5,9 см, вероятно, Императорская гранильная мануфактура, Петергоф, ювелир неизвестен, около 1900 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-11

Портсигар из мохового агата в оправе из золота с лунным камнем и эмалью, длина 9 см, Cartier, Париж, около 1930 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-12

Табакерка в форме корзины из дендритового агата в золотой оправе с рубинами и бриллиантами, диаметр 5,7 см, около 1760 г., Германия или Англия.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-13

Табачная бутылочка из мохового агата с коралловой пробкой, XVIII-XIX век, Китай.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-14

Визитница из серебра с кабошоном из дендритового агата, золотыми масками и эмалевыми вставками, длина 9,2 см, Федор Лорие, Москва, 1899-1908 гг.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-15

Табакерка из дендритового агата в оправе из позолоченного серебра с марказитом, длина 6 см, Париж, середина XIX века.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-16

Солонка в готическом стиле из мохового агата, поддерживаемая дамой на белом олене, играющей на лютне, оправа из позолоченного серебра с эмалью, высота 10,5 см, вероятно, Австро-Венгерия, XIX век.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-17

Часы из золота с эмалью, агатом, сердоликом и жемчугом, высота с подвеской, 10,8 см, Уильям Илбери, Лондон, около 1800 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-18

Табакерка с дендритовим агатом в оправе из позолоченного серебра, длина 5,3 см, Париж, 1726-1732 гг.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-19

Чаша из мохового агата в оправе из позолоченного серебра с эмалью, высота 12,2 см, Германия, конец XIX века.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-20

Шкатулка из нефрита с дендритовим агатом в оправе из позолоченного серебра, диаметр 7,4 см, возможно, Василий Агафонов, Москва, 1908-1917 гг.

Агаты, в которых рисунок дендритовых включений складывается в некую картину, часто называют пейзажными.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-21

Украшенная бриллиантами и эмалью печать с дендритовым агатом, высота 3,6 см, мастер Хенрик Вигстрем, фирма Фаберже, около 1910 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-22

Флакон из золота с встроенными часами, украшенный дендритовым агатом и рубинами, высота 12,7 см, Лепин (Lépine a Paris), Париж, около 1770 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-23

Шкатулка из серебра с эмалью, передняя панель выполнена из резного перламутра в виде льва с серебряной головой и хвостом и рубиновыми глазами, боковые панели из мохового агата, крышка увенчана раненным воином, с телом и щитом из барочного жемчуга, пояс украшен хризолитом, а шлем — рубином, длина 16,5 см, Фредерик Рудольфи, Париж, около 1850 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-24

Золотая шкатулка с дендритовим агатом, диаметр 7,6 см, Адриен-Жан-Максимилиан Вашетт, Париж 1789 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-25

Золотая шкатулка с голубым дендритовим агатом, длина 9 см, Кристиан Печлер, Париж 1789 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-26

Золотая шкатулка с крышкой из дендритового агата, украшенная розовой гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 7 см, Карл Бланк, Санкт-Петербург, около 1895 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-27

Блюдо с тремя чашами из мохового агата в оправе из позолоченного серебра в виде путто, борющегося с рыбой, ширина 23,3 см, вероятно, Германия, конец XIX века.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-28

Портсигар из позолоченного серебра и золота со вставкой из дендритового агата, украшенный гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 9 см, мастер Хенрик Вигстрем, фирма Фаберже, около 1913 г.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-29

Кнопка звонка из звездчатого сапфира на пластине из мохового агата, золотая змейка с изумрудными глазами украшена рубином, длина 9,7 см, вероятно, Россия, конец 19 века.

Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно?-30

Золотая шкатулка с дендритовым агатом, диаметр 4 см, вероятно, Лондон, около 1750 г.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации по истории прикладного искусства и ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!