Найти тему
Миры Фантастики

Южнокорейский философский постапокалипсис про мир во льдах

Приветствую всех любителей фантастики. В сегодняшней статье мы с Вами обратим внимание на необычный постапокалиптичный фильм 2013 года под названием "Сквозь Снег" (Snowpiercer)

И по традиции канала, для придания статье необходимого настроения, я отыскал для Вас соответствующий звуковой ряд.

Читайте так же:

Итак. Согласно синопсису сюжета, глобальное потепление из разряда мнимой угрозы отдалённого будущего стало реальной проблемой современности, а правительства множества стран начали сотрудничать для решения этой проблемы.

-2

Со временем, итогом такого сотрудничества стал некий химикат под названием CW-7, распыление которого в атмосфере планеты должно было стабилизировать температуру и свести на нет парниковый эффект. Однако распыление CW-7 привело к неожиданному результату. Химикат и вправду понизил температуру, но продолжил и дальше снижать температуру, что привело к замерзанию планеты, а человечество вместо парникового эффекта получило самый жуткий аналог ледникового периода за всю историю планеты, который выкосил практически всё человечество.

Спастись удалось лишь горстке людей, насчитывающей чуть более 2 тысяч человек. Предвидя будущую катастрофу, железнодорожный магнат Уилфорд (Эд Харрис) разработал передовой поезд, запущенный в день катастрофы, который стал единственным безопасным прибежищем для людей. Данный экспресс тянет за собой множество вагонов, часть из которых являются жилыми помещениями, другие рабочими зонами, социальными и развлекательными объектами (школы и т.п.), есть фермы и гидропоника, а некоторые вагоны вообще предстают изолированными биомами со своей флорой и фауной.

-3
-4

Сюжет фильма разворачивается спустя 17 лет после начала катастрофы и запуска экспресса, а центральной фигурой повествования выступает мужчина Кёртис (Крис Эванс). Как и в нашем мире, общество поезда Уилфорда разделено на классы. Высшим классом выступают основные жители состава, "сильные мира сего", которые поверили Уилфорду и купили билет на экспресс, тем самым спонсировав его постройку, а в хвостовых вагонах живут бедняки, "зайцы", которые смогли попасть на экспресс в день катастрофы.

В то время как высший класс живет в благоприятных зонах, имеет доступ к благам цивилизации и питается изысканной пищей, жители хвостовых вагонов ютятся в тесных условиях, питаются протеиновыми пластинами, производимыми из насекомых и находятся под жестким надзором.

Считая, что так не может продолжаться вечно, Кёртис решает начать восстание, добраться до головных вагонов, свергнуть диктатуру и восстановить справедливость.

-5
-6

"Сквозь Снег" представляет собой экранизацию серии французских постапокалиптических графических романов "Le Transperceneige" Жака Лоба и Жана-Марка Рошетта. Режиссёром фильма выступил южнокореец Бонг Джун Хо. Да, забыл упомянуть, что "Сквозь Снег" это картина совестного производства Южной Кореи и Чехии. Изначально Бонг Джун Хо хотел целиком снять фильм в Корее (естественно Южной), но не нашел достаточно крупной студии для реализации (для съёмок была сделана 100 метровая копия поезда), а потому выбрал для съёмок чешскую студию Barrandov Studio.

Сразу замечу, что сюжетную концепцию про постапокалиптичный состав, курсирующий 17 лет по железнодорожным рельсам вокруг всей страны, сложно вписать в рамки логики и здравого рассудка, так как рельсы нуждаются в тех. обслуживании, да и в условиях "ледникового периода" просто бы сильно обледенели или были бы завалены во многих участках лавинами, а потому, искать в этом логику не стоит, а стоит принять эту концепцию как допущение или сюрреализм.

-7

К слову, при просмотре фильма мне вспоминалась аллегория Виктора Пелевина, повесть "Жёлтая стрела", про поезд, который являлся единственно известным миром для его пассажиров.

Итак. Что по сюжету. Если не акцентировать внимание на иррациональности концепции, о чём я написал ранее, а говорить о повествовании, то оно спорное. Многие посчитают фильм дурацким, а сюжет бестолковым, но уверен, что люди, которые обдумывают увиденное, а не просто развлекается экшеном под попкорн, разглядят в сюжете "Сквозь Снег" нотки философии и социальный контекст.

-8
-9

Беглым взглядом может показаться, что всё просто, вот "чёрное", богатые люди, которые купили себе место в поезде, питаются качественной пищей и развлекаются, в то время, как "зайцы" живут в тесных хвостовых вагонах и едят протеин из насекомых, а вот "белое", те же угнетаемые, которые хотят справедливости и равенства. Однако философия на то и философия, что она спорная.

Если посмотреть с другой стороны, то получается, что люди купили себе место в поезде, который имеет ограниченное пространство, ограниченные возможности по содержанию пассажиров (производство пищи и т.п.), а в последний момент на него попадает множество посторонних людей. Однако людей принимают, не оставив на верную гибель от мороза, хоть и содержат в ужасных условиях. При этом эти зайцы не особо то и нужны, как рабочие или прислуга. Вообще, вооруженные охранники поезда могли бы перестрелять всех зайцев ещё в первый день. И вот она, моральная дилемма. Пожертвовать собственным благополучием, наделив этих зайцев теми же правами, что и пассажиров, оплативших постройку этого "спасательного круга" или же спасти их, но дать минимум для жизни, сохранив личное благополучие.

В то же время зайцы могут рассуждать, что капитал, на который эта "элита" купила себе места, во многих случаях мог быть нажит не честно и так далее. Таким образом, как я и сказал ранее, сюжет имеет некую философию о морали, а так же затрагивает темы социальной стратификации и каноны капитализма. Ну и естественно, противостояние хвостовых вагонов руководству поезда и "толстосумам" является аллюзией на митинги и недовольство властями в разных странах.

-10
-11

Что касается визуальной части, то фильм выглядит довольно стильным и не обделён уникальной атмосферой. Картинка же контрастная и выполнена при помощи холодных светофильтров, подстать концепции "мира мерзлоты".

Вообще, по моим ощущениям, контрастная тут не только картинка, но и весь фильм в целом: визул, персонажи, их характеры и т.п., что подчёркивает общий стиль и сюжетные посылы показывая, что как яркие краски соседствуют с монохромом, там и радость с благополучием соседствует с болью и страданием.

-12
-13

Сами же персонажи, о5 же, по моим ощущениям, намеренно реализованы подчёркнуто карикатурными и скорее напоминают не живых персонажей, а персонажей некой агитационной рекламы середины прошлого века. Хорошо это или плохо, каждый решит для себя сам, но определённо, это подчёркивает уникальным стиль картины. Кстати, несмотря на скромный по меркам Голливуда бюджет фильма в 40 миллионов долларов, в фильме играют довольно именитые актёры, такие как Эд Харрис (играл Робокопа в фильме 1987 года), Крис Эванс (Капитан Америка), Джон Хёрт (играл Кейна в фильме "Чужой", мистера Олливандера в "Гарри Поттере", Адама Сатлера в
"V — значит вендетта"), Тильда Суинтон (Хроники Нарнии, Доктор Стрэндж).

В заключение скажу, что "Сквозь Снег" картина крайне спорная. Она вряд ли сгодится как развлекательное кино, а выступает скорее хоть и нишевым, но стильным продуктом с долей сюра и абстракционизма для ценителей социальной фантастики.

Отмечу, что в 2020 году вышел одноимённый телесериал по тем же графическим романам. Однако это материал для другой статьи.

  • Мой YouTube канал, группа в ВК, группа в telegram
  • Любишь видеоигры? Дешевые ключи игр для steam, epic games и прочих площадок рекомендую брать тут

Что ж. А на этом у меня всё. Ставьте лайк если Вам понравилась статья, а так же не забудьте подписаться на мой канал и до "новых встреч".