История этого легендарного подразделения началась ровно 85 лет наад - 22 марта 1938 г., когда на аэродроме Горелово под Ленинградом был сформирован 19-й истребительный авиационный полк (иап). Полк был вооружен новейшими на тот момент истребителями Поликарпова И-15 бис.
И-15 бис
На них в декабре 1939 г. - марте 1940 г. полк принял участие в советско-финской войне, был награжден орденом Красного Знамени и стал именоваться 19-м Краснознаменным истребительным авиационным полком (19-й киап).
Великую Отечественную войну 19-й киап встретил на только что принятых на вооружение самолетах ЛаГГ-3, которые в 1942 году были заменены на Ла-5.
ЛаГГ-3
Ла-5
19-й киап воевал на Ленинградском, Волховском, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. С января 1944 г. полк первым в советских ВВС начал широко применять в боевых действиях метод "свободной охоты", при которой выбор маршрута, высоты и скорости полёта, порядок захода на цель и применяемые боевые маневры определяются лётчиками самостоятельно, в зависимости от обстановки.. 3 апреля того же года за проявленные доблесть и мужество при освобождении украинского города Проскуров (ныне Хмельницкий) полку было присвоено почетное наименование "Проскуровский". В том же 1944 году полк получил новейшие Ла-7.
Ла-7
19 августа 1944 г. за проявленную в боях отвагу, дисциплину и героизм 19-й киап был преобразован в 176-й гвардейский Краснознаменный Проскуровский истребительный авиационный полк (176-й гиап). День Победы полк встретил на немецком аэродроме Шеневальде. За период Великой Отечественной войны 176-й гиап произвел 8522 боевых вылетов, сбил в воздухе 389 самолетов противника и 56 самолетов уничтожил на земле. За боевые заслуги полк был награжден орденами Александра Невского и Кутузова III степени. 176-й гиап стал одним из немногих полков ВВС КА, который получил поистине всемирную известность - единственный советский полк воздушных охотников. В годы войны в составе полка воевали 16 летчиков - Героев Советского Союза, в том числе знаменитый летчик-ас, самый успешный советский пилот времен Великой Отечественной войны, Трижды Герой Советского Союза - Иван Никитович Кожедуб, одержавший 64 воздушные победы, включая сбитый 17 февраля 1945 один из экземпляров первого в мире серийного турбореактивного самолёта Messerschmitt Me.262.
В августе 1945 года 176-й гиап был перебазирован на подмосковный аэродром Теплый Стан. С 1 мая 1946 г. и до осени 1950 г. 176-й гиап принимал участие во всех воздушных парадах над Москвой. В 1949 г. полк освоил реактивные самолеты Як-15, а в феврале 1950 г. начал переучиваться на истребители МиГ-15. В ноябре 1950 года 176-й гиап был направлен "правительственную командировку" в Китай. В апреле 1951 года летчики полка вступили в бой с американскими пилотами в небе северной Кореи, где совершили более 3000 боевых вылетов и сбили 107 самолетов противника, ценой гибели пятерых летчиков и потери 12 самолетов.. Четыре летчика полка были удостоены звания Героя Советского Союза.
МиГ-15 в ливрее ВВС Северной Кореи
В феврале 1952 года 176-й гиап вернулся из командировки и стал базироваться на аэродроме Орешково в Калужской области. Директивой Министра обороны СССР от 15 марта 1960 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Александра Невского и Кутузова полк был расформирован.
15 ноября 1950 г. на аэродроме Теплый Стан началось формирование нового 234-го истребительного авиационного полка (234-й иап) на самолетах МиГ-15. Основой летного состава нового полка стали летчики служившие в 176-м гиап, которые по приказу командования были оставлены в Теплом Стане. 1 мая 1951 года полк впервые принял участие в воздушном параде над Красной площадью. В феврале 1952 г. 234-й иап был передислоцирован на аэродром Кубинка, на котором базировался до своего переформирования в 237-й Центр показа авиационной техники. В 1950-х годах летчики полка помимо повседневной учебно-боевой подготовки принимали участие во всех воздушных парадах в небе Москвы.
С 1955 года на аэродроме Кубинка начали проводиться наземные и летные показы авиационной техники руководству Министерства обороны СССР, руководителям советского государства и коммунистической партии, а также государственным и военным делегациям иностранных государств. Первым руководителем иностранного государства, который посетил аэродром Кубинка в июне 1956 г., стал президент Югославии Иосип Броз Тито. В 1960-1980-х годах гостями Кубинки были делегации Австрии, Алжира, Афганистана, Бирмы, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Иордании, Ирана, Йемена, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Мали, Марокко, Пакистана, Польши, Судана, США, Уганды, Финляндии, Франции, Чехословакии, Эфиопии и других государств. В 1960-х годах летчики 234-го иап кроме учебно-боевой подготовки, участия в парадах и показах авиационной техники стали регулярно эскортировать в воздухе самолеты советских космонавтов, глав иностранных государств, прибывавших в Москву, в числе первых - сопровождение самолета с Фиделем Кастро.
В июле 1961 г. летчики полка приняли участие в воздушном параде в Тушино - групповой пилотаж был показан «ромбом» на МиГ-19 и «пятеркой» на МиГ-17. Директивой Генерального штаба ВС СССР от 11 мая 1966 года в 234-й иап по преемственности были переданы ордена и почетные наименования расформированного 176-го гиап и полк стал именоваться 234-м гвардейским истребительным авиационным Проскуровским Краснознаменным орденов Кутузова и Александра Невского полком. В конце августа 1967 года впервые в послевоенной истории советских ВВС группа 234-го гиап из десяти самолетов МиГ-21ФЛ посетила с дружественным визитом иностранное государство - Швецию. С тех пор летчики полка регулярно и неоднократно на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-27 посещали Великобританию, Финляндию, США, Канаду, Францию, Германию, Голландию, Словакию, Польшу, Венгрию, Норвегию, Бельгию, Люксембург, ОАЭ, Малайзию, Китай.
Полк не только наносил визиты, но и принимал гостей с Запада, единственный в Советском Союзе. Первыми Кубинку посетили в 1974 г. истребители SAAB J-35 «Дракен» ВВС Швеции. В 1979 г. состоялся визит «Миражей» F.1 из эскадрильи «Нормандии-Неман». В июне 1990 г. в небе Кубинке в составе ромба летали два МиГ-29 и два французских «Миража». Гостили на подмосковной земле в сентябре 1992 летчики пилотажной эскадрильи авиации ВМС США «Blue Angels».
Американский самолет наблюдения Boeing ОС-135В. Апрель 2012 года. Кубинка.
Экипаж канадского Lockheed C-130 Hercules Open Skies наблюдает за взлетом Русских Витязей. Август 2012 года. Кубинка.
Пилотажная группа "Турецкие Звезды" - "Türk Yıldızları" на истребителях F-5 Freedom Fighter. Август 2017 года. Кубинка.
Пилотажная группа китайских ВВС "1 августа" на истребителях четвертого поколения Chengdu J-10. Август 2018 года. Кубинка.
Тут важно подчеркнуть, что 234-й гиап всегда был строевым полком, то есть его учебно-боевая подготовка соответствует требованиям, предъявляемым к любому истребительному полку советских ВВС. А индивидуальный и групповой высший пилотаж, участие в парадах, показах и зарубежных визитах, лишь дополнение к обязательному объему боевой подготовки.
В 1983 году 234-й гиап первым в советских ВВС приступил к освоению истребителя МиГ-29 и разработке тактики его боевого применения. А уже летом 1984 года "ромб" на МиГ-29, ведомый подполковником С. И. Безлюдным, впервые продемонстрировал высший группой пилотаж.
МиГ-29. Фигура высшего группового пилотажа "Ромб"
Уникальным по числу типов стал парк самолетов полка в 80-е годы ХХ века. Самолеты части представляли как бы «срез» фронтовой авиации — истребители МиГ-23 и МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-17М3/М4, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25.
В мае 1989 г. 1-я эскадрилья полка переучилась на истребители Су-27 и в августе того же года «ромб» на Су-27, ведомый подполковником А. М. Арестовым, принял участие в воздушном празднике в Тушино.
Су-27. Фигура высшего группового пилотажа "Ромб"
1 декабря 1989 г. 234-й гиап был переформирован в 234-й гвардейский смешанный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк имени Ленинского Комсомола - 234-й гсап. 5 апреля 1991 г. на базе 1-й авиационной эскадрильи полка, вооруженной Су-27, была создана пилотажная группа «Русские витязи». 6 мая 1991 г. на базе 2-й эскадрильи полка, которая летала на МиГ-29, была создана пилотажная группа «Стрижи». В том же году на базе 3-й эскадрильи была создана пилотажная группа «Небесные гусары» на штурмовиках Су-25, дебют которой состоялся 12 апреля 1992 г.
1 декабря 1992 года 234-й гсап был переформирован в 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники (237-й ЦПАТ). 10 августа 1993 года 237-му ЦПАТ было присвоено имя трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба.
Угроза нависла над ЦПАТ в 2009 году. По сообщениям СМИ в апреле 2009 г. Минобороны в результате тендера продало за 217 млн руб. часть территории авиабазы "Кубинка" (участок на 46 га и 24 здания). Покупателем стало ЗАО "Аэропорт «Кубинка", принадлежащее компании "Нафта-Москва" миллиардера Сулеймана Керимова. Министром обороны тогда был бывший директор мебельного магазина Анатолий Сердюков, чья министерская карьера закончилась уголовным делом. "Нафта-Москва" объявила, что планирует построить в "Кубинке" терминал бизнес-авиации и создать конкурента "Внуково-3". Первая очередь должна была заработать до конца 2012 г. Полностью переоборудовать военный аэродром в гражданский компания планировала к 2018 г. Уж не знаю, где и что там пошло правильным путем, но уже в июле СМИ сообщили что проект по созданию в Кубинке первого в России аэропорта для бизнес-авиации сорван.
В декабре 2010 года ЦПАТ организационно стал частью 4-го ЦБП и ПЛС (4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава).
Сейчас ЦПАТ продолжает жить интенсивной жизнью. Парк самолетов пополнился новыми Су-30СМ и Су-35С.
Русские Витязи на Су-30СМ. Сентябрь 2018 года. Кубинка.
Помимо повседневной учебно-боевой подготовки пилоты продолжают совершенствовать навыки одиночного и группового высшего пилотажа. Кто из нас не видел по телевизору знаменитый "Кубинский бриллиант" над Красной площадью 9 мая?
"Кубинский бриллиант" из Русских Витязей и Стрижей.
ЦПАТ проводит Дни открытых дверей и участвует в форумах "Армия". Тысячи любителей авиации приезжают в Кубинку и уезжают переполненными эмоциями.
Остается только поздравить личный состав 237-й гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского центра показа авиационной техники имени Маршала авиации Кожедуба с юбилеем и прошедшим Днем истребительной авиации ВВС России.
И, как говорится, чтобы число взлетов равнялось числу посадок!
При подготовке использовались материалы strizhy.ru и russianknights.ru
Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.