Найти в Дзене
Соловые. Истоки

ЦЕРКОВЬ

Начинаю рассказывать о самых старых зданиях села. Первый рассказ будет про церковь.

Долгое время деревня Соловые относилась к Солнцевскому и к Зимаровскому приходам, потому что своей церкви не было, статуса села тоже. Это означает, что все метрические книги, в которых можно найти записи о рождении, смерти и бракосочетании родственников до 1899 года надо искать не по Соловым, а по Солнцевскому или Зимаровскому приходам.

Но согласно информации сайта Соловской администрации

25 марта 1890 года крестьяне деревни Соловые и Якимецкого хутора составили запрос о постройке каменной церкви. Крестьяне обещало выделить 33 десятины хорошей полевой земли не далее двух верст и усадебную землю не далее 100 саженей от храма, произвести постройку домов и отвести землю под кладбище. Для постройки церкви крестьяне обещали пожертвовать по рублю серебром с наличной души, с урожая по два снопа с копны ежегодно до окончания постройки храма, а также безотлагательно доставлять строительные материалы на своих подводах.

фото с maps.yandex.ru
фото с maps.yandex.ru

Более того, несколько домохозяев:

  • Иван Федорович Савенков,
  • Степан Васильевич Горяченков
  • Даниил Никонорович Горяченков
  • Прохор Антонович Щербаков
  • Макар Иванович Щербаков
  • Петр Иванович Щербаков* (унтер-офицер в запасе)

Согласились перенести свои усадьбы и освободить землю для строительства храма.

*Петр Иванович Щербаков переселился на усадьбу по современному адресу ул.Луговая, д.63, где сейчас живут Кошелевы.

В мае комиссия рассмотрела вопрос о количестве прихожан. Оказалось, что их 863 души мужского пола: 620 от прихода с. Солнцево и 243 от прихода с. Зимарово.

Церковь в селе Соловые строилась во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Бесплотных сил. Строительством руководил купец I гильдии Семен Саморуков.

Опять же, согласно сайту Соловской администрации, первоначальный проект храма был подготовлен архитектором Селивановым, но он был признан «неудобоисполнимым», и попечитель Саморуков прибегнул к услугам губернского архитектора А. Саблера. 15 июля проект был одобрен и препровожден попечителю с тем, чтобы он приступил к строительству под наблюдением А. Саблера.

Определенного стиля у здания нет, его можно охарактеризовать как эклектичный. Но надо заметить, что он все же склонялся к модному тогда псевдорусском направлению эклектики, имитировавшему деревянное зодчество в камне. Из кирпича выкладывались изящные арки и даже наличники на окнах! Яркий пример такого стиля - здание Исторического музея на Красной площади.

фото из Интернета
фото из Интернета

В сентябре 1891 года было разрешено приступить к строительству. К июню 1892 года стены были выведены до половины окон. К маю 1897 года стройка была окончена. Попечитель Саморуков составил отчет:

на приход по построению Соловского храма поступило всего 14191 рубль 14 копеек, а израсходовано всего 17602 рубля 02 копейки. Таким образом, расход превысил доход на 3410 рублей 88 копеек». Разница была покрыта попечителем из собственных средств. Стоимость подвод, предоставляемых приходом, можно оценить в 5000 рублей, а вся стоимость храма, по подсчету попечителя, «определяется в 22602 рубля 02 коп.» Для сравнения 1кг хлеба стоил 5 копеек, а корова 8-10 рублей.

В 1897 году храм освятили, с 1898 года он стал самостоятельным приходом. Церковь имела 5 куполов, трехъярусную колокольню с 3 колоколами, так же трехъярусный иконостас. В нем велась метрическая книга вплоть до 1919 года. Сейчас она хранится в Липецком архиве ГАЛО ф. 38, о. 1, д. 1580-1599.

Пример метрической книги из Интернета
Пример метрической книги из Интернета

Благодаря этим книгам можно увидеть как росло село. Например, 1915 год в приходе Архангельского храма, состоящего из села Соловые и Якимецкого хутора, насчитывалось 260 и 60 дворов соответственно, а в них 1046 мужчин и 1067 женщин. Старостой храма с 1913 года являлся Кочетков Кондрат Григорьевич, писарем при нем был мой прадед Щербаков Федор Петрович, сын Щербакова Петра Ивановича Щербакова, который отдал свою усадьбу под строительство церкви.

Так же получилось найти имена священнослужителей и некоторую информацию о них. По данным «Церковных ведомостей» и «Адрес-календарей Рязанской губернии» ими были:

  • Озеров Иван Иванович, учитель двухклассной Нарышкинской церковно-приходской школы, личный дворянин (1897-1900гг)
  • Каверин (Коверин) Дмитрий Антонович, священник церкви села Соловые Раненбургского уезда . Член отделения епархиального училищного совета. (1908-1913гг)
  • Смирнов Александр Феодорович, уроженец с.Троицкое Лев-Толстовского района. Священник церкви села Соловое Раненбургского уезда. Репрессирован. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 10.05.1931 г. По ст. 58-10, 58-11 приговорён к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 28.04.1989 г. (1913-1915гг.)
  • Попов Павел (1919г.)

Псаломщики:

  • Богоявленский Андрей Александрович (1897-1904гг)
  • Ермилов Стефан (1910г.)
  • Смирнов Виталий Алексеевич (1910-1915 гг.)

В 1935 году храм был закрыт. Причем, произошло это, со слов баб Поли, совершенно неожиданно. Верующие пришли на службу, а им сказали, что их больше проводить не будут, что надо всем расходится. Люди постояли немного у дверей и ушли по домам.

В 1937 году по инициативе председателя сельского совета Николай Ивановича Новичкова с храма были сброшены кресты и колокола, разрушены купола, ещё раньше исчезла утварь. При этом председатель колхоза Кухтенков Яков Иванович был категорически против разрушения церкви. Здание удалось спасти. Чудом уцелела Боголюбская икона в доме Александра Свирина. Говорят, что ее использовали как кровать или как стол, а после отнесли в Зимарово. В настоящее время икона стала совсем ветхой, левкас потрескался и частями отслаивается.

Некоторые другие иконы были, по словам баб Поли, превращены в школьные парты. Их использовали как столешницы, перевернув изображением вниз. Сверху доски были очень темными и гладкими, при этом толстыми. Кто решил так использовать иконы, она не знала.

Ну, и как же без легенд! Главную икону храма - Боголюбскую, удалось спрятать, а потом передать церковь в Зимарово (подробнее тут) . Но когда прихожане решили сотворить крестный ход с этой иконой В Соловые, то процессия смогла дойти только до реки и встала как вкопанная. Тот, у кого в руках была икона, не мог идти дальше! Тогда кто-то решил, что надо сбегать в Соловые, сказать, чтобы местные жители вышли встречать икону. Когда встречающие подошли к реке, то тот, кто нес образ, смог двинуться дальше.

Вторая легенда. По ней колокол, сброшенный с колокольни, не разбился, тогда его выкрали и спрятали в колодце у Яковлева Николая Александровича, будущего продавца сельпо. Только где был тот самый колодец до сих пор не удалось установить.

с сайта yablor.ru
с сайта yablor.ru

После 1937 года здание церкви использовалось как склад. А в начале 90х мы бегали туда смотреть на дохлую корову, здание пришло в полное запустение.

На фото в центре Кузнецова Надежда Николаевна, фото с сайта Соловской администрации
На фото в центре Кузнецова Надежда Николаевна, фото с сайта Соловской администрации

Все изменилось в 1994 году, когда храм был передан епархии, и по инициативе и активном участии Сазонова Михаила Ивановича и содействии Васина Ивана Ильича началась его реконструкция.

Фото с сайта Соловской администрации
Фото с сайта Соловской администрации

Так как не были найдены документы по истории церкви, храм возрождался во имя князя Александра Невского. С 1999 года в нем начались богослужения. В настоящее время в нем находится чудотворная Ахтырская икона. Церковь ежегодно посещает множество паломников.

Праздничная служба в День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского 12.09.2020, фото с сайта https://el-eparhy.ru/
Праздничная служба в День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского 12.09.2020, фото с сайта https://el-eparhy.ru/

Более детальную информацию о строительстве храма и его дореволюционной организации можно прочесть на официальном сайте Соловской администрации https://r256-solovoe.omsu48.ru/sotsialnaya-sfera/religiya/ 

В следующий раз поговорим о Соловских школах и больнице