Маша и Дима знакомы 3 месяца. Недавно я начала замечать между ними напряжение. Они контролируют друг друга, делают грубые замечания, выказывают недовольство. Мне их поведение неестественным показалось. Будто «клин» какой.
Занятие заканчивается. Прошу их вдвоем убрать инвентарь. Маша тут же расстроилась: «Только не с ним!». Дима потупился, явно обижен.
Сажаю их рядом и начинаю «допрос»:
- Что случилось?
Маша: я не могу с ним работать!
- Дима, чем ты так обидел Машу?
Дима: (с плохо скрываемым раздражением)
- Она всё не так делает! Я ей говорю нормально!
- Ты сейчас раздражен. Маша чем-то тебя обидела.
Дима: (после паузы)
- Она со всеми заодно! Они все со мной не дружат!
Вот так поворот!😏
Я продолжаю:
- Это тебе Маша сказала?
Дима:
- Я сам знаю!
Тогда я обращаюсь к Маше:
- Маша, ты говорила Диме, что не хочешь дружить с ним?
Маша: (удивленно)
- Нет…
- А когда вы познакомились?
Маша:
- Когда я приехала первый раз, мы играли вместе с другими детьми на площадке.
- А вас кто-то представил друг другу?
Маша:
- Нет.
Вот в чем дело! Маша и Дима воспринимают друг друга через призму мнений других ребят. Они не знают друг друга, поэтому их общение неестественно и вызывает напряжение. Нужно их познакомить!☝
Предлагаю идею детям:
- Оказывается, вы не знакомы! Это нужно исправить! Маша, это Дима. Ему 9 лет. Он учится в третьем классе. Учится хорошо. Он добрый, веселый, любит играть. У Димы есть небольшие проблемы в общении с другими ребятами, но он стремиться их исправить и хочет со всеми дружить.
На самом деле у Димы большие проблемы в общении с детьми, которые вызваны его поведением: постоянными капризами, скандалами из-за проигрышей, нежеланием договариваться и выполнять договорённости. Но я намеренно выставляю Диму в лучшем свете в надежде, что у детей завяжутся добрые отношения. Такой рассказ раскрывает Диму не только перед Машей, но и перед самим собой.🙂
Я продолжаю:
- Дима, это Маша. Она приехала к нам в гости из Москвы. Она хорошая, добрая девочка и могла бы стать тебе другом.
О Маше я знаю мало, но для Димы достаточно и этого. Теперь я прошу детей пожать друг другу руки. Дима, стесняясь, протягивает Маше руку. Дети улыбаются. Напряжение исчезает. Они весело вместе идут убирать.👫
С тех пор Дима и Маша добрые друзья.
А я после этой истории поняла одну вещь: важно самому узнать человека, прежде чем составить о нем мнение.
К сожалению, наше сознание привычно к обратному. Оно охотнее ищет ответы, чем изучает. Мы смотрим на человека и думаем: «Ага, он похож на моего соседа, значит такой же…» или «Этот - типичный … по лицу видно» или «Мне про него все рассказали!».
Нам спокойнее иметь мнение о человеке, прежде чем начать с ним общаться. Так мы чувствуем себя в безопасности, потому что как бы знаем, чего от него ждать и можем приготовить защиту. Так и подходим к человеку в этой "броне". А он тоже в такой же. И со стороны мы похожи на двух рыцарей в доспехах, со щитами и вооружением. Какое уж тут общение? Один скрежет железа о железо. Глупо как-то.
А ведь будь мы чуточку храбрее, и перед нами раскрылся бы удивительный мир другого человека! Такой загадочный и непредсказуемый.💞