Найти тему
KinoGeek

Все фильмы Дени Вильнёва: от худшего к лучшему

Оглавление

Дени Вильнёв - главный современный визионер Голливуда, который давно сдвинул с оной позиции какого-нибудь маэстро Кристофера Нолана или Дэвида Финчера. Вильнёв с каждым годом всё более грамотно развивается как в сценарном, так и в визуальном направлении: каждая новая работа обозреваемого в этой статье творца - некая нотка искусства, которая может поразить до глубины души как любителя закрученных, мощных, символичных или философичных историй, так и ценителя красивого визуала, поскольку каждый кадр Вильнёва можно вырезать и вешать в отдельную рамочку. Сегодня рассмотрим, какой фильм режиссёра объективно можно назвать лучшим, по версии оценок многих киноагрегаторов, а какой - худшим. Для статьи складывались зрительские и профессиональные оценки с таких сайтов, как: "Кинопоиск", "IMDb", "Letterboxd", "Rotten Tomatoes" и "Metacritic"

Я учёл очень многие обоснованные претензии, изложенные своей аудиторией в предыдущих статьях в рубрике "От худшего к лучшему", поэтому здесь я в первую очередь буду объективно расставлять те или иные кинокартины по определённым местам, ввиду массовых оценок большинства, а уже после - излагать собственное мнение. Которое, как всегда, будет кардинально отличаться от мнения большинства. Приятного прочтения!

9. "Водоворот" (2000)

Средний балл - 65,2%

Дебютная полноценная работа Дени Вильнёва, после многих заходов режиссёра в сферу короткометражного кино, не оставила равнодушным ни одного любителя фестивального артхауса. И ведь действительно, "Водоворот" - полностью символичное кино, наполненное различного рода аллегориями и метафорами (в будущем это станет чуть ли не фирменной фишкой режиссёра - соединять массовое и авторское направление). В 2000 и 2001 году картина даже получала многие номинации на прежних кинофестивалях, однако массовому зрителю, очевидно, фильм не приглянулся. На это указывают и сегодняшние очень слабые оценки "Водоворота", а многие фанаты Вильнёва действительно признают: к сожалению, это самая слабая работа маэстро. Но можно ли ругать Дени за то, что его дебют сильно уступает следующим работам, на которых режиссёр уже мастерски наточил руку?

Мнение автора: "Водоворот" - сложное для понимания кино, которое может показаться для некоторых бредовым. Мне же подход рассказа киноленты от лица рыбы показался достаточно забавным, хоть и не совсем обоснованным. К сожалению, фильм можно глянуть один раз только ради ознакомления с дебютом Вильнёва, поскольку "Водоворот" совершенно не выдерживает проверку временем и сегодня трескается по всем пунктам

-2
- Его не должны были кремировать.
- О, нет? Упс!

8. "Враг" (2013)

Средний балл - 68,7%

Чем Вильнёв хорош, так это тем, что он мастерски балансирует на краю очень многих киножанров, переходя от стороны массового блокбастера или авторского кино со своим особым почерком к настоящему артхаусу с большой буквы. "Враг" - именно что фестивальное кино, наполненное таким огромным количеством аллегорий, аналогий и метафор, что полностью понять картину вы сможете только пересмотрев её ещё несколько раз после просмотра. Массовый зритель, очевидно, такой подход не особо одобрил, но оно и не удивительно: "Враг" буквально вгоняет своего зрителя в депрессивную атмосферу, тоску и отчаяние мира, в котором обитает главный герой в исполнении Джейка Джилленхола, параллельно подкидывая в историю несколько параллельных сюжетных ветвей, связанных с одним и тем же персонажем, а в конце приходя к неутешительным выводам: главный герой всё это время был не тем, кем казался изначально

Мнение автора: "Враг" - настоящий цельный артхаус, такой, каким он и должен быть. Дуэт тогда ещё молодой и только начинающей бюджетной студии А24 и Вильнёва удался на славу: я не спорю, что ленту иногда бывает тяжело смотреть, она действительно провисает в некоторых моментах, однако полностью оправдывает свой короткий хронометраж в полтора часа, за который Вильнёв успевает рассказать зрителю цельную и полную историю с достаточно плохой сценарной концовкой, которая плавно переводит зрителя в начало этой истории. Ну и не забуду про напоминание: арахнофобам смотреть эту ленту запрещается!

-3
- Гегель сказал, что все великие мировые события происходят дважды. И затем Карл Маркс добавил: в первый раз это трагедия, а во второй раз — фарс.

7. "Политех" (2009)

Средний балл - 70,7%

Больше совмещение художественного и документального кино, основанное на реальных событиях: захвату заложников в Политехнической школе Монреаля в 1989 году. Тогда, в 2009 году, такая тема была не особо приглядна массовому зрителю (основная "агония" общества по этой теме придётся больше на середину-конец 2010-х), отсюда и такие обыкновенные оценки, при достаточно сильной и пробирающей истории, рассказывающей о мизогинии, насилии, моральных и психических проблемах и... эмпатии, как бы это странно сейчас не звучало. "Политех" стал последним фильмом Дени Вильнёва на пути к настоящему успеху, который придёт к режиссёру буквально через год после выхода ленты. Но до этого момента нам ещё надо добраться

Мнение автора: "Политех" - очень страшное кино, актуальное и по сей день. Да чего уж спорить, актуальное и снятое на все времена. Лента не щадит своего зрителя и действительно выкладывает всю опасность терроризма двадцать первого века на блюдечко перед ничего не подозревающей аудиторией. Пускай это далеко не лучшая работа Вильнёва, однако с данным фильмом точно стоило бы ознакомиться многим людям

-4
- Если у меня родится мальчик, я научу его любить. Если у меня будет девушка, я скажу ей, что весь мир принадлежит ей.

6. "Дюна" (2021)

Средний балл - 80,1%

Как говорил сам Вильнёв в одном из интервью во время промо-тура своего последнего, на данный момент, фильма, он с самого детства мечтал снять дорогую и полноценную экранизацию настоящего феномена поп-культуры в сфере фантастики: литературного произведения Фрэнка Герберта "Дюна", благодаря которому в будущем родятся те же "Звёздные войны" Джорджа Лукаса. В 1984 году за адаптацию попробовал взяться Дэвид Линч, но увы, тогда его лента провалилась с огромным треском. Историю первой книги просто физически невозможно уместить в двухчасовую ленту. А Вильнёв смекнул, что для успеха всего-то надо разделить сценарий на две главы, выпустив два фильма с цельным сюжетом и двумя годами разницы в выходе. Случился ли тот самый успех? Определённо да! Первая "Дюна" моментально взорвала постпандемийный прокат, номинировалась на все престижные номинации в киноакадемии (и взяла приличное количество "Оскаров"), вдобавок ко всему, фильм познакомил очень многих зрителей с бумажным первоисточником, а стан фанатов вселенной Герберта после 2021 года знатно пополнился

Мнение автора: "Дюна" - это эпохальное событие в сфере современных блокбастеров, которое спокойно можно назвать новым "Властелином колец". Вильнёв превратил первую главу своей дорогой "игрушки" в огроменную экспозицию, которая разжевала каждому непонятливому лор этой вселенной. Это действительно та самая казалось бы давно вымершая умная фантастика, показавшая два года назад такой шикарный уровень визуала, до которого тем же кинокомиксам ещё ползти и ползти. С нетерпением жду сиквел, который должен стать ещё масштабнее, динамичнее, краше и брутальнее

-5
- Я не должен бояться. Страх - это убийца разума. Страх - это маленькая смерть, которая приносит забвение. Я встречусь лицом к лицу со своим страхом и позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда это пройдет... Я обращу свой внутренний взор, чтобы увидеть его путь. Там, куда ушел страх, не будет ничего. Останусь только я.

5. "Пленницы" (2013)

Средний балл - 81%

В 2013 году Вильнёв сделал невозможное: совместил массовое и авторское направление в своём новом фильме - "Пленницах". Это действительно своего рода новый "Семь" для современного зрителя, который обсуждается в соцсетях даже спустя такое продолжительное время (спустя аж десять лет после выхода, только вдумайтесь!). Это первый режиссёрский опыт в Голливуде, когда фестивальные (и даже немного артхаусные) задатки переплелись в одно единое целое с массовым фильмом, от которого остались в полном восторге те же любители закрученных, пробирающих и мрачных триллеров с огромными нотками саспенса! А какие же великолепные перформансы в этой ленте выдали Хью Джекман и Джейк Джилленхол, глаза не могли нарадоваться за мужиков

Мнение автора: для меня "Пленницы" - это лучший фильм в карьере Вильнёва, и главную причину этого я озвучил выше: триллер всегда был авторским жанром, однако обозреваемый в сегодняшней статье режиссёр привнёс в него такие новые ноты, которые позже будут заимствовать очень многие талантливые авторы (тот же Дэвид Финчер, который всего через год после "Пленниц" выпустит потрясающую "Исчезнувшую"). Да, немного подпортилось впечатление от достаточно пресного и суховатого финального твиста, однако остальная часть ленты до сих пор находится в идеальном состоянии: напряжение, безвыходность персонажей, потрясающие архетипы характеров главных героев, крутые параллельные сюжетные линии, шикарная актёрская игра - всё это явно причины для того, чтобы влепить "Пленницам" оценку "10", не задумываясь ни о чём

-6
- Ты знаешь, чему твой дед меня научил? Быть готовым. К урагану, к потопу, к чему угодно. Когда в магазины не привозят еду, на бензоколонках пусто, люди бросаются друг на дружку и оказывается, что между тобой и смертью стоишь только ты сам.

4. "Убийца" (2015)

Средний балл - 81,1%

Обозванный в нашем прокате "Убийцей", первая часть "Сикарио" Вильнёва, как его новый проект, снова ушла в экспериментальность: здесь Дени уже начал заигрывать с темой борьбы американских спецслужб и наркокартелей. Казалось бы, после того же сериала "Во все тяжкие" от Винса Гиллигана уже нельзя придумать проекта, более идеально раскрывающего стороны борьбы между картелями. Однако в "Сикарио" главными героями выступают не изготовители самих наркотических веществ, а, собственно говоря, агенты тех самых американских спецслужб, которые борются с переправой наркоты на территорию своей страны. И массовый зритель, и эстет получил желаемое: фильм не смотрит на данную борьбу через призму розовых очков, а просто подтверждает на словах, что мир давно поменялся, и в нём более невозможно оставаться доброй овечкой, защищающей мирных граждан от угроз любого вида. Увы, таковы сегодняшние реалии

Мнение автора: далеко не лучший фильм Вильнёва, и я вообще не понимаю, как он смог оказаться выше таких мастодонтов, как "Дюна" или "Пленницы", несмотря на это "Сикарио" - мощное кино, которое обескураживает (в хорошем смысле) как со сценарной, так и с визуальной точки зрения. Хотя немного подпортил впечатления от первой части достаточно посредственный сиквел (где вдобавок убрали героиню Эмили Блант), всё же вторую часть снимал уже не Вильнёв, посчитав, что его работа закончилась на первой ленте. Мудрое решение

-7
- Знаешь, для твоих американских ушей всё это дикость. Что бы я ни сделал, ты осудишь. Но в итоге ты всё поймёшь.

3. "Прибытие" (2016)

Средний балл - 82,3%

Философская и умная фантастика - один из любимейших жанров сегодняшних синефилов, однако хороших лент на поприще этой темы выпускают очень мало. Вильнёв же, подобно Нолану, решил впервые взяться за эту тему в 2016 году, экранизировав повесть Теда Чана "История твоей жизни". "Прибытие" - не столько лента об инопланетном вторжении, сколько история о человеческом незавидном будущем, а также чувствах и отношениях между людьми. После такого огромного затишья в сфере философского блокбастера массовый зритель пришёл в полный восторг: однако полноценное признание лента смогла получить только на премии "Оскар", в то время, как в 2016 году аудитория обошла "Прибытие" стороной. Да и вспомнит сегодня о картине мало кто, и очень жаль!

Мнение автора: при включении "Прибытия" ты ожидаешь увидеть типичную фантастическую историю о слиянии человеческой и инопланетной расы, а также о проблемах, которыми сулит это самое слияние. Однако лента рассказывает совершенно о другом, инопланетяне в ней - больше метафора, показывающая весь человеческий путь, вплоть до экологических катастроф и нехватки той же воды на территории Земли. Чем-то вышло даже лучше той же "Истории твоей жизни", от концовки которой также по телу пробегали мурашки. Сильное кино!

-8
– Ян.
– Да?
– Если бы ты мог видеть свою жизнь от начала и до конца, ты бы стал что-то менять?
– Возможно, я бы чаще говорил любимым людям, что я чувствую.

2. "Бегущий по лезвию 2049" (2017)

Средний балл - 82,7%

Первый "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта навёл знатного шороху в 1982 году: научная фантастика тогда перекочевала из книг в кино (сама первая часть как раз является адаптацией книги), а массовый зритель впервые за историю кинематографа получил философский масштабный блокбастер, наполненный вкусным визуалом и приличной порцией аллюзий на наше общество в будущем. При анонсе сиквела же многие фанаты оригинала думали, что "2049" будет банальной игрой на костях первого фильма, однако Вильнёв и тут смог удивить всех прожорливых зрителей: представив аудитории ураганный, невероятно красивый и глубокий фильм, с минимальным количеством экшена и максимальным количеством сценарной глубины. Увы, тогда, несколько лет назад, фильм мощно обвалился в прокате по части кассовых сборов, но уже через год получил признание большинства зрителей. Удивительно, что ровно такая же ситуация произошла в 1980-х с выходом оригинала

Мнение автора: для меня второй "Бегущий по лезвию" во всём опережает первую часть. Если бы очень многие консервативные фанаты ленты Ридли Скотта на секунду забыли о том, что кино не умерло после тех же 1980-х, они могут прийти к замечательному выводу: "2049" мастерски берёт все заданные в первом фильме направления и преумножает их, параллельно подкидывая в историю новых колоритных и приятных персонажей (Райан Гослинг и его Кен - mood по жизни) и интересных сюжетных линий: вы же тоже до самого конца думали, что Кен - биологический сын Декарда?

-9
- Вы, новые модели, счастливы разгребать дерьмо... потому что вы никогда не видели чуда.

1. "Пожары" (2010)

Средний балл - 84,7%

Выше я говорил, что всего через год после выхода "Политеха" на голову Дени Вильнёва свалится настоящий успех, после которого он придёт в Голливуд, как главный новый современный визионер. "Пожары" - во всём авторское кино режиссёра, а вдобавок - ещё и самый тяжёлый, жёсткий и мрачный фильм в его карьере. Вообще тематика ближневосточных войн (все же мы понимаем, что события "Пожаров" всё это время развивались в Ливии?) всегда была интересна западному зрителю, вспомните хоть те же американские военные фильмы про конфликты в Афганистане или Сирии. Но "Пожары" - это не фильм о солдатах. Это фильм о людях, ставшими жертвами в этой тяжёлой ситуации. Впервые за историю массового кинематографа нам показали современную "восточную" войну со стороны обычных граждан, и это замечательно! Отсюда и такие высокие оценки: лента не сюсюкается со своим зрителем, а те кто хочет получить от сценария какого-либо фильма максимальную жесть и реализм - добро пожаловать!

Мнение автора: "Пожары" - это не триллер и не драма. Это самый настоящий хоррор, который показывает все ужасы войн такими, какие они есть в реальности: без псевдопатриотизма американцев во всей это вакханалии, без наивностей и "розового" взгляда на этот мир, а со всей жестью и чернухой, что обитает на территории сегодняшней планеты. Вдобавок, заставляет повысить оценку ленте финальный твист: это один из самых шокирующих сюжетных поворотов в истории современного кинематографа. Те, кто не смотрел - пожалуйста, воздержитесь от спойлеров. Иначе у вас будет испорчено всё мнение и весь кайф от увиденного

-10
- Смерть никогда не означает конец истории. Она всегда оставляет следы.