Найти тему
Z-Машины

Глубоководные аппараты освоения мирового океана

Оглавление
   Глубоководные аппараты освоения мирового океана - насколько значимую роль призваны исполнять подводные машины такого класса?
Глубоководные аппараты освоения мирового океана - насколько значимую роль призваны исполнять подводные машины такого класса?

Поверхность планеты Земля покрыта водой примерно на 70%. Водная акватория Земли, между тем, является крупнейшей ресурсной базой. Эта база далеко не полностью исследована людьми, соответственно, огромные объёмы ресурсов не используются. Исследования и добыча ресурсов здесь ограничены фактором глубины. Требуются глубоководные аппараты, способные достигать глубин как минимум 2000 метров, составляющих большую часть океана.

Глубоководные аппараты для работы в океане

Подводные глубоководные аппараты видятся важным оборудованием, для транспортировки, научных исследований, спасательных операций на глубине. Такого рода техника имеется на вооружении человечества, но в недостаточных количествах. Следует отметить: первый подводный аппарат люди построили ещё в 1950-х годах. С тех пор разработано несколько различных типов подводных систем под различные требования, которые подразделяются на два вида:

  1. Обитаемые (пилотируемые).
  2. Необитаемые (беспилотные).

В свою очередь, необитаемые (беспилотные) системы подразделяются на ряд конструкций:

  • дистанционно управляемые аппараты (ROV — Remotely Operated Vehicles),
  • автономные подводные аппараты (AUV — Autonomous Underwater Vehicles),
  • автономные дистанционно управляемые аппараты (ARV — Autonomous Remotely Vehicles),
  • автономные подводные гидропланеры (AUG — Autonomous Underwater Gliders).

Пилотируемые (обитаемые) системы (HOV — Human Occupied Vehicles) традиционно имеют статус транспортной техники, управляемой специально подготовленным экипажем. Такая техника ориентирована на человеческие познания в области выполнения операций на глубине, способна достаточно быстро и точно по месту доставлять людей на глубину океана.

   Глубоководные аппараты российского производства пилотируемые представлены серией машин «МИР»
Глубоководные аппараты российского производства пилотируемые представлены серией машин «МИР»

Беспилотный (кабельный) глубоководный аппарат (ROV) получает энергию, данные и команды через бронированные оптоэлектронные композитные кабели. Автономный подводный аппарат (AUV) получает энергию от бортовой батареи, управляется заложенным в систему программным обеспечением для выполнения определённого набора задач.

Автономный дистанционно управляемый аппарат (ARV), по сути, является гибридной машиной с автономным питанием, но с передачей данных в режиме реального времени по оптоволоконным кабелям.

Все обозначенные типы подводных глубоководных аппаратов достаточно широко используются для проведения и выполнения:

  • морских научных исследований,
  • морских инженерных операций,
  • исследования ресурсов и окружающей среды,
  • военных операций.

Искусственный интеллект в сочетании с машинами глубины

Последние годы отмечаются активными попытками внедрения искусственного интеллекта в состав глубинных машин с целью классификации объектов, запечатлённых на подводных видео. С развитием технологий искусственный интеллект обещает стремительное развитие в будущем. Не исключена полная замена человеческого восприятия неизвестных сред в практике исследований глубин мирового океана.

Однако в настоящее время способность автономных подводных гидропланеров и аппаратов к восприятию и автономному пониманию подводной среды не гарантирует качества человеческого мышления и суждения. Поэтому трудно удовлетворить высокие требования к автономии и интеллекту, ожидаемые от беспилотных машин в сложных подводных условиях.

   Гидропланер (Китай): 1 — передний «смотрящий» датчик; 2 — прочный алюминиевый или карбоновый корпус; 3 — блок аккумуляторов; 4 — складные крылья; 5 — сенсорная полезная нагрузка (массив датчиков); 6 — датчики температуры, глубины, сопротивления; 7 — масляный баллон изменения плавучести; 8 — хвостовой плавник; 9 — антенна связи
Гидропланер (Китай): 1 — передний «смотрящий» датчик; 2 — прочный алюминиевый или карбоновый корпус; 3 — блок аккумуляторов; 4 — складные крылья; 5 — сенсорная полезная нагрузка (массив датчиков); 6 — датчики температуры, глубины, сопротивления; 7 — масляный баллон изменения плавучести; 8 — хвостовой плавник; 9 — антенна связи

В результате режимы работы, которые полагаются исключительно на автономные глубоководные гидропланеры и аппараты, часто не позволяют быстро принимать оптимальные решения в плане управления. Большинство такого рода миссий не готовы полностью стереть статус «человек в цикле миссии». Следовательно, для будущих подводных операций необходимо рассмотреть совместную работу пилотируемых/беспилотных глубоководных машин с целью преодоления ограничений создания функциональных групп.

По сравнению с беспилотной глубоководной техникой, параллельное взаимодействие и интеграция человеческого интеллекта и машинного интеллекта в пилотируемом/беспилотном подводном устройстве способствует реализации двустороннего дополнения между обитаемыми и необитаемыми машинами. Следовательно, взаимодействие пилотируемых и беспилотных глубоководных машин обещает повышение производительности при решении сложных задач.

Глубоководные пилотируемые системы + автономные машины

Если сопоставить по численности глубоководные обитаемые подводные машины и технику беспилотного типа в рамках целого мира, найдётся только восемь пилотируемых людьми глубоководных систем:

  • Fendouzhe (производство: Китай; глубина – 11000 м).
  • Jiaolong (производство: Китай; глубина 7000 м).
  • Shinkai6500 (производство: Япония; 6500 м).
  • New Alvin (производство: США; 6500 м).
  • МИР-1, МИР-2 (производство: Россия; 6000 м).
  • Nautile (производство: Франция; 6000 м)
  • Shenhai Yongshi (производство: Китай; 4500 м).

Пока что не отработана на качественном уровне технология совместной одновременной деятельности пилотируемых и автономных глубоководных машин. Однако практикуется совместная работа глубинной пилотируемой техники и автономных глубоководных гидропланеров, что значительно повышает эффективность научных исследований, поиска ресурсов, выполнения поисково-спасательных операций.

При помощи информации: REDDIT

Публикация Глубоководные аппараты освоения мирового океана впервые появилась на ZM.

Наука
7 млн интересуются