Эти обряды, которых уже давно нет, но которые не забывались веками, и были записаны в конце 19 - начале 20 века этнографами в разных местах русской глубинки имеют породившие их причины. Причины эти кроятся в языческих и очень древних представлениях, логическая нить которых давно была утеряна.
Поэтому все, что мы сейчас можем - читать, удивляться, и ломать на досуге голову - откуда все это вообще взялось????)
Итак.
Под Петров день на Мещере бабы и дети обносили чужие сады. Рвали там и ели яблоки и крыжовник. Так же выкатывали на дорогу бревна и вытаскивали борону - и этими приспособлениями дорогу перегораживали.
Так же, под Петров день, но уже в Орловской губернии, молодые ребята ходили с косой по деревне, и "караулили солнце". Попутно они объедали огороды соседей (и тем приходилось в эту ночь сидеть на огородах и сторожить урожай), и разбрасывали по дороге все, что хозяева не убрали во двор - от кадушек до саней, неосмотрительно оставленных возле двора.
В районе города Шуи был интересный обычай - после свадьбы, если молодые оба из одного села, на третий день, мать молодой жены с утра пораньше печет блины, или оладьи, или пирожки, и т.п. и со свежей выпечкой идет в дом, где теперь с мужем живет ее дочь. Она идет кормить зятя!
И продолжалось это ровно год - если семья была богатая (семья тещи). Если семья имела скромный достаток - то меньше - несколько месяцев. Принеся завтрак в последний раз теща благодарила зятя за то, что он не оставил ее дочь.
В Тобольской губернии считалось приличным невесту украсть. А вот если родители своими руками кровиночку замуж отдают - это считалось позором. "Мало ли - сваты пришли... Что родители - последний кусок хлеба доедают, или дочь им не дорога, чтоб они ее после сватов замуж отдали? Это только себя срамить - да девку свою срамить..."
Сватов прогоняли, но если в девке реально была большая заинтересованность - ее приходилось умыкать) Естественно - здесь уже требовалось согласие и самой девушки.
У крестьян Архангельской губернии было интересное объяснение правилу, которого они придерживались - есть не больше 2 раз в день:
Якобы однажды Бог спрашивает у Адама - как часто ему надо есть. И вот, путем долгого подбора, они приходят к выводу, что правильно есть 2 раза в день. Оба с этим соглашаются. (Видимо, речь идет о том, что Бог будет обеспечивать Адама питанием именно на 2 приема пищи в день). Но здесь вдруг возникает лукавый, и нашептывает Адаму попросить еще и ужин.
Отсюда делается вывод - есть надо 2 раза в день, причем, днем. А третий раз - ужин - есть нельзя, поскольку это совет от лукавого, а он ничего хорошего не посоветует).
Ну и наконец, еще один интересный обычай, который практиковался у крестьян тоже в Архангельской губернии: сбор милостыни на свадьбу.
Причем, это не значит, что сами просившие милостыню реально в ней нуждались. Просто таков был местный обычай.
Во время, Великого поста, крестьяне толпами садились на лошадей и отправлялись по селам и деревням соседней Вологодской губернии просить милостыню.
В действе участвовали парами: либо отец и сын, который собирался жениться, либо отец и дочь, которая была невестой на выданье.
Они подъезжали к окнам домов и просили ... сенца на прокормление лошадки, а нам - хлебца... Им, как правило, щедро выдавали и одно и второе. Далее гости останавливаясь на ночлег и начинали рассказывать хозяевам сказки. Сказки эти были очень популярны среди крестьян - слух о появлении сказочников моментально распространялся по селу, в избу набивалось много любителей их послушать - и в благодарность пришельцев заваливали и сеном и хлебом.
Там же из хлеба сушили сухари, паковали их, вместе с сеном, и затем - продавали.
А вот уже вырученные деньги шли или на приданое невесте или на свадебные расходы жениху.
Вот так весело, экономно и интересно шла подготовка к свадебным торжествам.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.