Найти в Дзене
AIRBORNE

Пару слов про ВПР

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем. С высотой принятия решения в авиации связано одно очень большое заблуждение, о котором я упоминал в статье про уход на второй круг. Но решил, что лучше рассказать об этом отдельно и поподробнее, так как заблуждение это серьезное и даже опасное. Виды заходов на посадку ВПР - термин, применимый только к некоторым видам захода на посадку, а их в современной гражданской авиации всего 3 типа: Их объединяет наличие «контрольной высоты», называемой высотой принятия решения для точного захода и минимальной высотой снижения для неточного захода. Разбудите любого пилота посреди ночи и спросите его, что такое ВПР - он Вам ответит: «Высота принятия решения (ВПР) - установленная высота при заходе на посадку по схеме точного захода или при заходе с вертикальным наведением, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами полосы для продолжения захода». Какое же реш
Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

С высотой принятия решения в авиации связано одно очень большое заблуждение, о котором я упоминал в статье про уход на второй круг. Но решил, что лучше рассказать об этом отдельно и поподробнее, так как заблуждение это серьезное и даже опасное.

Виды заходов на посадку

ВПР - термин, применимый только к некоторым видам захода на посадку, а их в современной гражданской авиации всего 3 типа:

  • точные (когда самолет наводится на полосу одновременно в горизонтальной и вертикальной плоскостях);
  • неточные (обеспечивается наведение только в горизонтальной плоскости);
  • неточные заходы на посадку с вертикальным наведением (наведение менее точное, чем при точных заходах (уж простите за плеоназм)).

Их объединяет наличие «контрольной высоты», называемой высотой принятия решения для точного захода и минимальной высотой снижения для неточного захода.

Разбудите любого пилота посреди ночи и спросите его, что такое ВПР - он Вам ответит:

«Высота принятия решения (ВПР) - установленная высота при заходе на посадку по схеме точного захода или при заходе с вертикальным наведением, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами полосы для продолжения захода».

Высота принятия решения и минимальная высота снижения на профиле захода на посадку
Высота принятия решения и минимальная высота снижения на профиле захода на посадку

Какое же решение принимается на ВПР?

Заблуждение заключается в том, что некоторые почему-то думают, что на ВПР принимается решение «садимся или уходим на второй круг». Это не совсем верно. В действительности на ВПР принимается решение о продолжении захода или же уходе на второй. Решение о продолжении захода решение о посадке . Так, пилотирующий пилот (PF) на ВПР отрывает глаза от приборов и смотрит «наружу»: если все хорошо, есть устойчивый визуальный контакт с ВПП или ее ориентирами, самолёт на нужной траектории и т.д., то есть заход можно продолжить - звучит доклад «continue» (продолжаем). В противном случае - «go around» (уходим на второй).

Доклад на ВПР «садимся» может сместить приоритет экипажа и сделать посадку более предпочтительной в тот момент, когда стоило бы уйти на второй - «мы ж уже сказали, что садимся, значит садимся». Вам, возможно, это может показаться смешным или абсурдным, но так устроен наш мозг.

Доклад «продолжаем» - наоборот как бы держит настороже, и ты подсознательно готов уйти на второй в любую секунду.

Помните: уйти на второй круг можно в любой момент, даже после касания ВПП.

В чем причина сложившейся путаницы?

Наверное, сказывается опыт полётов на советской технике. Например, согласно инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа ВС Ту-154, при приближении к ВПР после команды «Оценка» командир громко докладывал: «Са-а-димся».

На посадке
На посадке

Интересно, что такое заблуждение чаще свойственно выпускникам училищ и возрастным пилотам, так как последние идут преподавать в училища и учат первых. Не говорю, что это плохо - нет, у советской летной школы действительно есть чему поучиться. Но вот уже 2023 год, а курсантов до сих пор учат «ВПР: Решение - Садимся». Так и летаем.

А Вы «Садитесь» или «Продолжаете»?

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!