Если бы я смотрела вновь поступившую беременную Яну без сбора анамнеза и УЗИ, просто руками и на кресле, то... То непременно решила бы, что у нее в животе сиамские близнецы. Потому что одна головка пальпировалась чётко над входом в малый таз. А вторая - косо, справа, где-то в районе аппендикса.
На самом деле, первая "головка" была вовсе и не головкой, а большим плотным миоматозным узлом. Диаметр миомы по УЗИ составлял 10 сантиметров.
Ах, да, забыла упомянуть: Яне было на тот момент 19 лет.
Впервые миому у Яны обнаружили на первом скрининге в 12 недель. Тогда она была около 2 см, располагалась чуть выше шейки матки. Но с ростом беременности опухоль также стала расти. К 38 неделям миома полностью закрыла выход из малого таза, и, по ощущениям, даже начала вколачиваться в него. Из-за больших размеров и местоположения опухоли плод был вынужден лежать косо. О родах через естественные родовые пути речи не шло.
Этот сложный случай планировал оперировать начмед.
За несколько дней до операции он собственноручно сделал Яне ещё одно УЗИ :
-К сожалению, миома располагается очень низко. У меня есть подозрение, что она находится в связках матки с переходом на шейку. В этом месте проходит очень большой сосудистый пучок. Я не могу дать вам никаких гарантий, что мы сможем сохранить вашу матку.
-А ребёнок?
-С большой вероятностью, с ребёнком будет все хорошо. В первую очередь мы извлекаем плод, а далее занимаемся вашей миомой.
-Я вас поняла. Надо будет - удаляйте матку. Только чтобы с ребёнком было все в порядке.
На эту операцию пошли три врача: начмед, заведующая отделением патологии беременности и я. Я - не столько как лечащий врач, а больше как молодой специалист. Мне нравилось ходить на сложные случаи. Наш начмед всегда поощрял такое стремление: ему нравилось делиться своим хирургическим талантом.
Более того, во время операции предполагалось использование аппарата "Селл Сейвер" (пишу по-русски, ибо площадка не любит контент на другом языке). Если кратко, то это система, которая позволяет собирать кровь пациента, фильтрует её и возвращает обратно, уже в вену. Таким образом удаётся минимизировать кровопотерю для пациента, не подвергая возможным рискам при переливании чужой крови.
Кровь собирается специальным насосом, и лишние руки при такой операции всегда кстати.
Операция началась в 9 утра. Учитывая возможный объем вмешательства, другие плановые в тот день не ставили.
Наркоз. Разрез. Я специальной трубкой с насосом собираю кровь. Входим в брюшную полость. Салфетки. Разрез матки. Убираю насос на время излития околоплодных вод.
Начмед извлекает плод. Мальчик, 3200г, закричал сразу. Передан неонатологу. Плацента отделена, передана в лоток санитарке. Разрез на матке ушит.
Расположение миомы оказалось более благоприятным, чем виделось на УЗИ. Хирургу удалось полностью выделить и удалить узел. Материал отправлен на гистологию. Салфетки посчитаны, брюшная полость послойно ушита. Кровопотеря 500 мл. Всем спасибо, все свободны.
P.s.: через 3 года Яна путем кесарева сечения родила ещё одного ребёнка, девочку. Ни одной миомы у неё за время беременности не выросло.