Найти в Дзене

Короткая встреча (1945) / Совсем простая история

Заканчивается март с его весенней неопределённостью: то солнце, то снег, то оттепель, то гололёд. Впереди, несомненно, тепло и почки на деревьях и зелёная трава. Еще немного — и с неопределённостью будет покончено. И вместе с ней куда-то за скобки уйдёт главная тема марта, которую Булат Окуджава — когда, как он сам признавался, петь впрямую о любви было не принято — обозначил по-рыцарски галантно: «ваше величество женщина…»
Потому, наверное, «закрыть» эту тему хочется тоже галантно. На помощь тут прийти могут сотни фильмов самых прославленных режиссёров с самыми сиятельными звёздами. Но март — он в наших краях такой неброский, такой трепетный, потому и фильм мы выберем камерный, но гениальный. Это будет — Дэвид Лин, англичанин, с мировой известностью своих широкомасштабных эпопей «Мост через реку Квай» и «Лоуренс Аравийский». Но Дэвид Лин поры своего вхождения в большой кинематограф, поры своего пристального внимания не к историческим событиям и легендарным героям, а к скромным персона
Короткая встреча (1945), режиссёр Дэвид Лин
Короткая встреча (1945), режиссёр Дэвид Лин

Заканчивается март с его весенней неопределённостью: то солнце, то снег, то оттепель, то гололёд. Впереди, несомненно, тепло и почки на деревьях и зелёная трава. Еще немного — и с неопределённостью будет покончено. И вместе с ней куда-то за скобки уйдёт главная тема марта, которую Булат Окуджава — когда, как он сам признавался, петь впрямую о любви было не принято — обозначил по-рыцарски галантно: «ваше величество женщина…»
Потому, наверное, «закрыть» эту тему хочется тоже галантно. На помощь тут прийти могут сотни фильмов самых прославленных режиссёров с самыми сиятельными звёздами. Но март — он в наших краях такой неброский, такой трепетный, потому и фильм мы выберем камерный, но гениальный. Это будет — Дэвид Лин, англичанин, с мировой известностью своих широкомасштабных эпопей «Мост через реку Квай» и «Лоуренс Аравийский». Но Дэвид Лин поры своего вхождения в большой кинематограф, поры своего пристального внимания не к историческим событиям и легендарным героям, а к скромным персонажам английской провинции, которые однажды встретились и полюбили друг друга, правда, безнадёжно.
Совсем простая история. Как у председателя колхоза Саши Потаповой из одноимённого фильма Юрия Егорова, которая полюбила секретаря райкома, и он её полюбил, только не по должности ему это было… «Хороший ты мужик, Андрей Егорович, — сказала ему на прощание Саша, — но не орёл!»
Похожая история была и у принцессы неизвестной страны, которая приехала с визитом в вечный город, случайно познакомилась с американским журналистом, а потом они влюбились друг в друга, но принцессы предназначены принцам, брак с журналистами им тоже не по должности, как то доказывает фильм Уильяма Уайлера «Римские каникулы».
Нечто подобное случилось и с Иоганном Штраусом. Он влюбился в певицу Императорского театра Карлу Доннер, которой посвятил незабываемые «Сказки Венского леса», хотел уехать с ней в Будапешт, но не смог бросить свою верную жену, маленькую заботливую Польди, которая совсем не хотела быть препятствием на пути Шанни к счастью, но… история повторилась. О чём поведал нам роскошный фильм Жюльена Дювивье «Большой вальс».
Фильм Дэвида Лина «Короткая встреча», который мы хотим показать, не таков, в смысле, его героиня — не певица, не принцесса и даже не председатель колхоза. Она — обычная домохозяйка, мать двоих детей и жена очень славного мужа. Её зовут Лора Джессон.
Безусловно, все помнят историю Кая из «Снежной королевы». Ему в глаз попал мельчайший осколок кривого зеркала, которое случайно разбили ученики злого тролля. И он не просто стал видеть в хорошем плохое, а в ужасном прекрасное, его сердце чуть не превратилось в кусок льда. А вот с Лорой произошло всё наоборот. На железнодорожной станции, в то время, когда она ожидала поезда до городка где живет, ей в глаз попал малюсенький уголёк паровозной пыли. К счастью, недалеко оказался очень симпатичный доктор. Он вытащил Лоре этот уголёк из глаза, но его жар, наверное, проник в сердце. Потому что Лора и Алек Харви, так звали доктора, нечаянно влюбились друг в друга. Сначала они этого даже не поняли, и, может быть, не поняли бы вообще, но каждый четверг Лора ездила в районный центр, где они встретились на вокзале, за покупками, а доктор Алек Харви на дежурство в больницу. Поэтому их пути пересеклись ещё раз. А потом ещё и ещё. Это получилось само собой. Просто у неё были лучистые глаза и очень обаятельная улыбка, а он был непосредственный и совершенно необычный. Говорил, что хороший врач должен быть энтузиастом, как писатель или священник, чувствовать своё призвание и стремиться делать добро и что предотвращать болезни в сто раз ценнее, чем лечить.
Они очень хотели быть разумными, а вместо этого стали счастливыми. Ненадолго. Потому что это была «короткая встреча», и потому что по-другому было нельзя.
А фильм Дэвида Лина обрел долгую историю — второе место в списке 100 лучших британских фильмов за 100 лет, три номинации на премию «Оскар» (за режиссуру, сценарий и лучшую женскую роль Селии Джонсон) и Гран-при Каннского фестиваля.

И. Ликинская

Киноклуб «Зеркало» представит фильм Дэвида Лина «Короткая встреча» 26 марта, в воскресение, в 15:30 в библиотеке «Окна» (Грибоедова, 3а).