Как вам Дина Рубина? Я познакомился с её прозой лет пятнадцать назад, случайно, по совету знакомых. Первая книга, которая попала мне в руки называлась "На Верхней Масловке". Затем были "На солнечной стороне улицы", "Белая голубка Кордовы", "Русская канарейка", рассказы.
Но больше всего понравилась "Масловка". Она оказалась наиболее искренней и глубокой. Всё последующее содержит в себе элементы приключенческой и детективной литературы, написано хорошо, но во время прочтения не покидает ощущение, что сюжеты продиктованы требованиями конъюнктуры.
А "Новая Масловка", повторюсь, подкупает своей искренностью.
Главный герой - Пётр Авдеевич, театровед, режиссёр. Провинциал, приехавший с столицу. Закончил, скорее всего ГИТИС (в повести не говориться, где именно он учился). Ещё во время учёбы подавал большие надежды, а после - имел все предпосылки стать культовым режиссёром. Но, как часто бывает, - таланту сопутствует трудный характер. Рассорившись со своими единомышленниками, пытаясь найти своё место, он почти двадцать лет скитается по Москве, не теряя надежду осуществить мечту - дать применение своему таланту. Но в театры не берут, - сказывается репутация. Никому не нужен в коллективе конкурент. Время от времени он руководит драматическим кружком на фабрике и делает там вполне приличные постановки. Петру Авдеевичу уже почти сорок лет, а жизнь не устроена, он давно бы уже пропал или уехал бы из Москвы, если бы его не поддерживала Анна Борисовна - скульптор с мировым именем. Ей почти девяносто лет, но она не утратила ясности и остроты ума. Она уже много лет опекает его, и Петька (так Анна Борисовна его называет) стал кем-то вроде родственника для неё.
Петька - человек с правилами. Он мог вполне сносно устроить свою жизнь в Москве. С расчётом жениться, получить место. Но для этого нужно играть по определённым правилам. А Петька этих правил принять не может. В итоге живёт в художественной мастерской по улице Верхняя Масловка, иногда на иждивении у старухи, а после её смерти и подавно уезжает из столицы. Москва осталась не покорённой...
Повесть наполнена драматизмом, но при этом оставляет впечатление в виде чего-то светлого. Читатель закрывает книгу с мыслью, что у Петра Авдеевича ещё всё получится.
После прочтения возникает желание - посмотреть бы это в кино. И сюжет, и характеры героев, и вся сложность людских отношений, - всё это просится на экран. А оказалось, что есть экранизация. Есть. Что интересно, режиссёр картины - Константин Худяков, он в своё время уже снял один фильм про театрального режиссёра с трудным характером. Это фильм "Успех" (здесь на канале "Книжный шкаф и кинобудка" есть статья на эту тему). "Успех" - это сильная работа режиссёра, чего не скажешь о "Верхней Масловке". Фильм очень сильно уступает первоисточнику, сделанный, как-то наспех.
Хотя актёрский состав вполне приличный: Е. Миронов, А. Френдлих, Е. Князев. Но сыграно неубедительно. В общем: книга производит впечатление, вызывает сопереживания, заставляет задуматься. А кино - нет. В этом различие, хотя и книга, и кино об одном и том же.
По произведениям Дины Рубиной снято много фильмов. "На солнечной стороне улице", "Двойная фамилия", "Любка".
Скажу в заключение, что в творчестве Д. Рубиной, конечно же, присутствует женский взгляд, но это неженская проза. Это проза, рассчитанная на широкий читательский круг.
Если вы ещё не читали "На Верхней Масловке", то рекомендую к прочтению. Для полноты восприятия можно посмотреть и фильм.
На этом всё. Желаю успехов.