Заголовок не кликбейтный, всё – при определенных обстоятельствах – реально, и, что немаловажно – законно.
Мало кто знает, но в России существует Закон РФ «О защите прав потребителей», который дает автовладельцам в буквальном смысле отличную возможность заработать на поломках автомобиля.
Закон распространяется:
- как на автомобили, находящиеся на гарантии (будем их дальше называть, для удобства, «Гарантийными»);
- так и на те, срок гарантии которых уже истек, но с момента начала эксплуатации которых прошло менее 10 лет (их будем называть «Постгарантийными»).
Так вот! При определенных обстоятельствах – которые будут подробно описаны в настоящей статье ниже – автовладелец при возникновении поломок может потребовать от дилера/импортера/изготовителя выплатить внушительный набор денежных сумм, совокупно значительно (в 1,5, 2 или даже 3 и более раза) превышающий покупную стоимость автомобиля!!!
В состав денежных требований входят:
- покупная стоимость автомобиля, то есть та сумма, которая была уплачена за автомобиль при его покупке;
- разница в цене между покупной стоимостью, и стоимость аналогичного нового автомобиля на текущий момент. И – да-да-да – если (а) стоимость нового сильно выросла, или (б) модель снята с производства, а новая модель существенно дороже – выплата все равно должна производиться;
- если автомобиль изначально приобретался в кредит – возмещению подлежит сумма процентов, по этому кредиту уплаченных;
- если на автомобиль приобреталось и устанавливалось дополнительное оборудование (резина, сигнализация, предпусковой подогреватель или автозапуск и так далее) – то стоимость такого дополнительного оборудования.
В случае, если требование автовладельца не удовлетворено дилером/импортером/изготовителем в претензионном и рассматривается в судебном порядке, то к вышеназванным позициям добавляется также:
- неустойка в размере 1% от стоимости аналогичного нового автомобиля в день за каждый день, за весь период времени с момента предъявления автовладельцем претензии до момента вынесения судебного решения;
- неустойка в размере 1% от стоимости аналогичного нового автомобиля в день за каждый день, за весь период времени с момента вынесения судом решения до момента фактического зачисления денежных средств на счет потребителя;
- денежная компенсация морального вреда;
- расходы автовладельца на ведение дела в суде (оплата услуг адвоката и т.д.);
- денежный штраф в размере 50% от всех сумм, взысканных судом в пользу автовладельца.
Как Вы понимаете, «выхлоп» может быть довольно существенным.
Разберем на конкретном примере. Ко мне обратился Василий (имя клиента изменено, адвокатская тайна же 😊), который в начале 2021 года приобрел в автосалоне в Москве нового «китайца» за 1,7 миллиона рублей.
Все было хорошо, Василий катался, наслаждался и не знал горя – пока 10 сентября 2022 года китаец 😐!!! ВНЕЗАПНО ЗАГОРЕЛСЯ !!! прямо на дороге.
Проведенное экспертом-автотехником исследование показало, что причиной возгорания явился производственный дефект «пластиковой трубки или быстросъемного соединения её с термостатом системы охлаждения коробки передач».
Мы обратились к дилеру – продавцу автомобиля – с претензионным требованием, которое было получено дилером 08 февраля 2023 года, и уже 06 марта 2023 года – то есть менее, чем через месяц с момента обращения – Василий получил на свой расчетный счет:
- 1 700 000-00 рублей покупной стоимости;
- разницу в цене 1 058 990-00 рублей;
- 60 000-00 рублей в счет возмещения расходов на экспертизу;
- 5 000-00 рублей компенсации морального вреда,
то есть всего 2 823 990-00 рублей.
На один миллион больше, чем он заплатил на новую машину в 2021 году!
И это при том, что дилер решил не рисковать и удовлетворил наши требования в досудебном порядке – поскольку, в случае довольно продолжительного судебного процесса к названной сумме в любом случае еще прибавились бы неустойка – а она определялась бы из расчета 1% В ДЕНЬ от стоимости нового автомобиля за все время, пока шел судебный процесс, то есть 28 239-90 рублей в день - за каждый день!!!, и штрафа в размере 50% от всего того, что в итоге взыскал бы суд. А даже без неустойки штраф составил бы 2 823 990-00 рублей / 2 = 1 411 995-00 рублей дополнительно.
Конечно, неустойка и штраф могут быть снижены и как правило снижаются судами – но в любом случае некисло, да??!!
Основания, при которых у автовладельца Гарантийной машины возникает право на миллионы миллионские , конечно, сложно описать в режиме статьи, но тем не менее попробую:
- если устранение поломки у дилера по гарантии превышает 45 дней;
- если вследствие нескольких гарантийных ремонтов автомобилем нельзя было пользоваться более 30 дней в году;
- если в автомобиле в период гарантии возник производственный, то есть подлежащий устранению по гарантии СУЩЕСТВЕННЫЙ недостаток, поломка.
Закон не содержит закрытого перечня признаков отнесения поломок к существенным, давая довольно расплывчатое определение признаков существенности:
- повторная поломка одного и того же элемента (например, два раза карданный вал);
- неоднократные поломки автомобиля, каждая из которых приводит к невозможности использования автомобиля (например, сначала тормоза, а потом рулевое управление);
- неустранимая поломка (дефект конструкции автомобиля);
- поломка, устранение которое по времени превышает 45 дней или по стоимости приближается к стоимости автомобиля (так может быть с двигателем, стоимость которого может составлять от ½ до 2/3 стоимости автомобиля).
Также судебная практика позволяет с достаточной степень уверенности утверждать, что поломка, например, двигателя или коробки передач тоже будет отнесена к существенным, поскольку это основные агрегаты автомобиля, без которых он просто не едет. То же относится к поломке, которая привела к возгоранию, поскольку это исходящая от автомобиля угроза жизни, здоровью и имуществу пассажиров и иных участников дорожного движения.
Это то, что касается Гарантийных автомобилей. Но владельцам Постгарантийных машин страдать тоже не приходиться 😉
Потому что – если автомобиль Постгарантийный, но с момента начала его эксплуатации прошло менее 10 лет – тогда при возникновении в нем (а) существенного (б) производственного недостатка автовладелец вправе:
- сначала потребовать от импортера или изготовителя безвозмездно устранить поломку в течение 20 дней;
- и, если требование о бесплатном ремонте не удовлетворено – тогда вправе требовать уже ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ.
Основная прибыль по делам данной категории образуется – как Вы уже поняли – за счет разницы в стоимости, неустойки и штрафа. Ну а что – цены на машины адово растут, а Закон дает возможность поездить, попользоваться и – при наличии оснований – вернуть дефектный и уже подержанный автомобиль, а деньги получить как за новый, да еще и с солидной прибавкой.
А солидность прибавки зависит, в том числе, от юридического мастерства, да…
Так что такие дела… Заинтересовались? Буду готов проконсультировать предметно по телефону +7(906)716-28-51 или e-mail mailbox@ipoletaev-advocate.ru
Как Вы поняли – в этих делах я шарю 😉.