Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Когда лидеры европейских стран НАТО начнут бояться, а азиатские союзники США начнут прятаться от них?

Президент США Джо Байден пока командует НАТО. Как долго европейские и азиатские союзники Америки будут оставаться рядом с Соединенными Штатами? Хотя может показаться, что Соединенные Штаты проявляют жесткость и силу в отношении Украины, на самом деле все наоборот. США демонстрируют невероятную слабость.

Начнем с Украины. США приложили все усилия, чтобы попытаться помочь Украине одержать победу над русскими. Администрация Байдена хочет, чтобы это произошло по двум причинам: показать, что Байден не слабак и не будет срываться с места, как он это сделал в Афганистане (как это сделал его предшественник Обама, выведя войска из Ирака) и что он хочет «усилить» НАТО, в конечном итоге разместив армию НАТО на Украине.

Причина нежелания выглядеть слабаком очевидна и не нуждается в дополнительных объяснениях, кроме как сказать, что вашингтонские элиты купились на ложный нарратив о том, что Украина — это сияющая демократия, и мы должны ее защищать. Конечно, США нарушили свободную политику Украины и подняли восстание против законно избранного правительства. Точно так же США молчат о политических репрессиях на Украине, политических оппонентах в тюрьмах и полном захвате государством всех СМИ в стране. Украина также жестоко обращалась с русскоязычным населением, фактически оказывая давление на русскоязычных, чтобы они покинули страну.

Последним поворотом на этом пути подавления являются нападения Зеленского на Русскую православную церковь, с закрытием многовекового монастыря и изгнанием православных монахов из собственности. Зеленский, чтобы осчастливить Вашингтон, делает вид, что преследует коррумпированных чиновников в стране, известной своей коррупцией (как при старом советском руководстве, так и при постсоветских украинских режимах). Президент Украины Владимир Зеленский делает все возможное, чтобы угодить Вашингтону.

Но, как легко понять, расширение НАТО — это ответственность для Соединенных Штатов и других членов НАТО. Создание границы, которая должна быть расширена на тысячи миль без фактического расширения военного потенциала НАТО, является ожидающей катастрофой. Более того, расширение НАТО излишне дестабилизирует Европу и мир, потому что усиливает напряженность между двумя крупными ядерными державами в Европе, США и Россией. Хотя никто честно не занимался математикой, страны НАТО, изобилующие целями для ядерных ударов, подвержены серьезной опасности.

Сейчас ни у США, ни у их партнеров по НАТО (скорее, надо сказать, очень младших партнеров) нет сил защищать всю территорию, занимаемую всеми странами НАТО, включая очередное расширение альянса на Финляндию и Швецию; а когда добавится Украина, ситуация станет еще более рискованной.

Действительно, главным достижением Байдена и его друзей в Европе стало введение огромных санкций против России. Это лишило Россию статуса торгового, коммерческого и ресурсного партнера Европы, а это означает, что русским нечего защищать в Европе с помощью инвестиций, поставщиков и торговых соглашений. Еще более важно то, что Россия переориентировала свою экономику на Китай и Индию, которые вместе составляют почти три миллиарда человек (не считая России, которая прибавила еще 150 миллионов). Россия сильна сырьем, в том числе природным газом и нефтью, важными полезными ископаемыми, такими как титан, сельским хозяйством, особенно пшеницей, и военными технологиями, включая ракеты и атомную энергетику. Чего нет у России, так это полупроводниковых технологий, а у Китая есть.

Вторым важным последствием санкций США и ЕС в отношении России является то, что стратегическое партнерство России с Китаем в настоящее время расширилось и будет продолжать расти. Это вызов Соединенным Штатам, которые считали себя мировым гегемоном, единственной сверхдержавой. Было ли это когда-либо правдой, вызывает сомнение, но в умах вашингтонских политиков это было неизгладимо имплантировано. В их умах это все еще так, но в действительности теперь это явно не так. На недавней встрече бывших высокопоставленных военных чиновников почти все они хотели направить Украине гораздо больше оружия и, возможно, силам НАТО. Такое мышление является прекрасным примером непонимания стратегической позиции США объективно, а представляет собой идеологически близорукую.

Одним из первых крупных побочных продуктов этой позиции является саудовско-иранская сделка, заключенная при посредничестве Китая, по восстановлению дипломатических отношений между двумя государствами. Мы не знаем всех масштабов сделки между Ираном и Саудовской Аравией, но часть договоренности, вероятно, носит экономический характер, помощь Саудовской Аравии Ирану в восстановлении его экономики в нужное русло, что имеет решающее значение для выживания иранского режима. Саудовцы также согласились прекратить поддерживаемую ими антииранскую пропаганду, а иранцы согласились если не прекратить, то замедлить поставки оружия хуситам в Йемен, вероятно, также подталкивая их к участию в мирных переговорах в стране. Практически мгновенно статус Ирана в регионе вновь повысился.

Вишенкой на торте стала встреча в аэропорту Бен-Гурион в Израиле министра обороны США Ллойда Остина и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Хотя Остин подтвердил, что США «никогда не позволят Ирану получить ядерное оружие», он не взял на себя никаких конкретных обязательств и, согласно сообщениям со встречи, сказал Нетаньяху, что США не поддержат никаких атак на ядерные объекты Ирана, что является серьезной неудачей для безопасности Израиля. Не совсем понятно, почему отступил Остин: возможно, заверения США Израилю недействительны (то есть фальшивы). Возможно также, что США никогда не были так слабы, и любые военные действия на Ближнем Востоке недопустимы из-за Украины.

Саудовцы, конечно, сделали то, что сделала бы любая страна, если бы подумала, что ее главный союзник совершил отход. Курс, которого придерживаются саудовцы в результате, не обязательно предвещает что-то хорошее для мира и безопасности в регионе Персидского залива, особенно после того, как Иран создал надежные силы, чтобы запугивать своих соседей.

Есть некоторые признаки того, что Тайвань, возможно, ищет способ приспособиться к Китаю, поскольку США не поддержали их в трудный момент, когда Китай перемещал все больше сил, концентрируя их вокруг острова. Бывший президент Тайваня Ма Ин-цзю из тайваньской партии Гоминьдан (националистическая), которую когда-то возглавлял Чан Кайши, отправится в Китай, что станет первым визитом на материковый Китай бывшего президента Тайваня с 1949 года. Гоминьдан не является правящей партией на Тайване, но визит Ма, тем не менее, имеет большое значение для тайваньских чиновников. Очевидно, что его визит — это больше, чем частное, сентиментальное путешествие, чтобы увидеть старых родственников и посетить семейные храмы; он почти наверняка будет передавать сообщения в обе стороны.

Тем временем, несмотря на риторику США, критически важное оборонное оборудование не доставляется на Тайвань либо потому, что его нет для доставки, либо потому, что администрация Байдена решила приостановить поставки. Гораздо более вопиющей является несвоевременная поставка новых самолетов F-16 с задержками, которые, как говорят, составляют от двух до пяти лет. Администрация Байдена говорит, что это производственная задержка, не более того. Но официальные лица Тайваня не поверят этому оправданию, да и не должны верить ни в коем случае. Тем временем задерживается поставка оборонного оборудования для Тайваня на сумму 14 миллиардов долларов. Лидеры Тайваня не могут быть счастливы или чувствовать себя в безопасности.

Ма Ин-цзю встретился с высшим лидером материкового Китая Си Цзиньпином в ноябре 2015 года в качестве лидера Тайваня и материкового Китая соответственно. Короче говоря, вопрос в том, сколько времени пройдет, прежде чем страны НАТО начнут прятаться?

Стивен БРАЙЕН