На сегодняшний день в Хакасии распространено воззрение, что тёси – это служебные духи шамана. Однако рассказы этнографов, оставляют почву для размышлений.
Дмитрий Зеленин: «У самых разных народов Сибири были прежде широко распространены «идолы», «истуканы», «кумиры» или «болбаны», изображающие животных или людей. Монголы и буряты называли такие фигуры словом онгон тюркские племена Сибири словом тёс, чуваши – тюри».
Дмитрий Клеменц: «Тюсь или тэсь у инородцев тюркского племени, то же что онгон у монгол и бурят это внешний знак какого-нибудь божества по большей части злого шайтана, которого надобно умилостивлять жертвами, кормить для отвращения какого-нибудь зла или несчастья»
Василий Вербицкий: «Тёс – бес, лишившийся своего слуги – кама и ожидающий в породе этого кама пригодного для себя сосуда; души умершего кама[1]».
Андрей Анохин: «Каждый сеок (род) имеет своего собственного тёся, которого чтит, к тёсю же другого сеока относится безразлично». А.В. Анохин
Николай Баскаков: «Тёс – первоначальные духи, которые, по анималистическим представлениям шаманистов, искони существовали в трех сферах вселенной: на земле,на небе и под землей».
Евгения Алексеенко: «Холай – лесной дух - живет в лиственнице. Культовые места Холай носили родовой характер. Они располагались всегда на берегу реки, озера рядом с лиственницей. Перед лиственницей имелось семь больших камней, лежащих полукругом. Сбоку от нее иногда стояли, прислоненные к поперечине прибитой к двум деревьям антропоморфные фигуры дёси – дети Холай. Холай угощали лоскутами материи, бисером, порохом, жгли и кормили огонь».
Описания Алексеенко полностью соответствуют тому, как расположены почитаемые места окунёвкой культуры: малоарбатская, шалаболинская, кундусугская и усинская писаницы. Все они находятся рядом с рекой. Личины, нанесенные в этих местах, возможно, являются изображениями тёся. Все указанные места располагаются там, где проходили древние дороги. То есть эти места не прятали, напротив тёсы, очевидно, должны были отпугивать чужаков, чтобы те не ходили по не своей реке.
Возможно лиственница - была не единственным деревом, в котором живет дух леса. В Хакасии распространено почитание березы, тополя, сосны. Очевидно, народы, почитающие духа леса вряд ли можно назвать степняками.
[1] Кам или хам - сибирское название шамана