На сегодняшний день в Хакасии распространено воззрение, что тёси – это служебные духи шамана. Однако рассказы этнографов, оставляют почву для размышлений. Дмитрий Зеленин: «У самых разных народов Сибири были прежде широко распространены «идолы», «истуканы», «кумиры» или «болбаны», изображающие животных или людей. Монголы и буряты называли такие фигуры словом онгон тюркские племена Сибири словом тёс, чуваши – тюри». Дмитрий Клеменц: «Тюсь или тэсь у инородцев тюркского племени, то же что онгон у монгол и бурят это внешний знак какого-нибудь божества по большей части злого шайтана, которого надобно умилостивлять жертвами, кормить для отвращения какого-нибудь зла или несчастья» Василий Вербицкий: «Тёс – бес, лишившийся своего слуги – кама и ожидающий в породе этого кама пригодного для себя сосуда; души умершего кама[1]». Андрей Анохин: «Каждый сеок (род) имеет своего собственного тёся, которого чтит, к тёсю же другого сеока относится безразлично». А.В. Анохин Николай Баскаков: «Тёс – пер