(Военный, историческая драма, 2022г. Казахстан, продолжительность 112 мин.)
Лето 1941 год. Лейтенант Ади Шарипов и его взвод прикрывают отход штаба полка и остаются в окружении в тылу врага. Противник загоняет отряд в болото. Страх перед неизвестностью, уныние и сомнения преследуют бойцов, пока они не осознают, что ожидание и бездействие погубят их быстрее, чем вражеские пули.
Бекболату Шекерову, режиссёру данного фильма, по всякому - следует сказать "Спасибо!". Хотя бы за то, что не сумел наснимать традиционных, как сегодня любят - гадостей и не свалился в жанр подобный водевилю. Не часто казахские кинематографисты балуют нас фильмами на военную тему. В общем, фильм стоит посмотреть, если не особенно "заморачиваться" несостыковками и порой, чудовищными ляпами. Но давайте пройдёмся по сюжету.
Начинается фильм тем, что группа красноармейцев куда-то, или от кого-то бежит по лесу. Командует группой лейтенант Шарипов, на петлицах которого, я (сколько не всматривался) не мог рассмотреть эмблемы. То ли танк (?), то ли дубовые листья(?)... Если танк, то это означает, что группа является танкистами. Тогда, почему они бегут, а не едут? На привале лейтенант задремал и снится ему, как группа получала задание. При этом, идут титры: "22 июня 1941 года. Шёл первый месяц войны.". Как это - первый месяц??? А не первый ли день? Или у них день длился уже - целый месяц?
Вызванный в штаб лейтенант получает задание - выдвинуться, со своей группой (взводом) на прикрытие отступления штаба полка. А потом бросить всё и бежать семь дней, в некую точку, где состоится общий сбор. Но общий сбор кого? Штаба, батальона, Советских войск, или межгалактических когорт - не поясняется. Следующий кадр. Через некоторое время (видимо уже закончив прикрытие штаба полка), группа бродит по полю недавнего боя, где вперемешку лежат тела немецких и советских солдат. Лейтенант требует "связь", но бойкий радист, с рацией за спиной, показывает лейтенанту на ящик с пятком пулевых отверстий и поясняет, что связи не будет! В этот момент, я откровенно порадовался за крепость отечественной аппаратуры, которая поглотила очередь из немецкого автомата, не дав погибнуть радисту.
Солдаты жалуются, что закончились боеприпасы, но лейтенант отдаёт приказ уходить, даже не собрав трофейное оружие и патроны к нему. Впереди семь дней пути и горстка патронов на десять человек. Умно!
Не буду расписывать все лесные приключения остатков взвода лейтенанта Шарипова по белорусским лесам, но через некоторое время, на их след нападает такая же немногочисленная группа немцев (слушай, откуда узнали, да?). Немцы, во главе с чудоковатым полковником-браконьером, который любит поохотиться из двустволки на диких зайцев - постоянно мешают жить нашим солдатам! То с хутора спугнут, то собаками травить начнут. Зануды какие-то!
И тут нашим - свезло! В тёмном-тёмном лесу, в глухой-глухой чаще, они натыкаются на фургон с четырьмя немецкими связистами и одной работающей рацией. Не спрашивайте меня, как и зачем в глухом белорусском лесу появилась радиоустановка на колёсах. Что она там делала и до какого предела осмелели дойчланд зольдаттен - знает только автор сценария. Наши напапали на связистов и наглои извращённо овладели рацией. Буквально, через тридцать секунд, лейтенант уже имел приказ: "Никуда не ходить! Сидеть на месте! Организовать партизанский отряд!". Интересно, как командование это себе представляло? Без патронов, без связи и из восьми уставших и голодных солдат. При чём, лейтенант не получил абсолютно никаких инструкций и никаких новостей о состоянии фронта.
А немцы тем временем, готовят очередные козни нашим бойцам и готовятся пойти на охоту на "диких-диких партизан" (слушай, откуда узнали, да?). Проходя мимо одного из колхозов, боец Гриша отпрашивается у командира к мамке! Мол, колхоз - моя родина. Сейчас пошамать принесу, только мать родную обниму. Лейтенант, не долго думая, без подготовки, без разведки, без инструктажа - переодевает солдатика в "гражданку" и отпускает за провиантом. Ну и конечно, тот не дойдя до отчего дома - натыкается на немцев. Камрады начинают ему, что-то кричать, вероятно просят закурить, или хотят познакомиться и позвать вечером на танцы, но солдатик впадает в ступор и начинает убегать от них. Естественно, не добежит до дома, не увидит мать родную и не принесёт хлебушка друзьям, а подрывает себя гранатой у родного порога. Минус один боец. Ну, лейтенант, ты и олух! Приходится группе помножать немцев на "ноль" и заметать следы.
Проходя по колхозным улицам, "партизанский отряд" набирает себе новых бойцов - старого деда с кулацким обрезом и понимающим казахскую мову, мальчонку лет девяти и девушек-учительниц Томару и Анюту. Мне вот интересно, а где они будут базироваться? Ведь до данного момента "партизанский отряд" скитался по лесу без какого-то пристанища! Следующий кадр. Отряд уже - в добротных блиндажах и землянках, где-то в глубоком лесу. И когда это они всё успевают? На поляне раскинулась целая партизанская деревня! И живут в ней счастливо и беззаботно - двое русских, три белоруса, два казаха, дед, пацан и две городские училки. На отряд выходит ещё одна группа окруженцев с казахом воглаве (не много ли казахов в белорусских лесах на один квадратный метр?). И вот уже деревня разрастается десятком бойцов, бежавшим с этапа уголовником и мутным гармонистом Володей в белой рубахе. Ну, вот - сразу мутным мне показался этот музыкант с гармоникой, но с деревянными пальцами!
Тем временем, немцы ждут донесения от своего агента внедрённого в отряд, под кличкой "Пастор". Вы, уже догадались, кто был этим пастором? Ну, вот и я, тоже - особо не мучился. Ждут-ждут немцы и получают радиограмму от "Пастора"... Гм... Надо сказать, что в те времена переносных раций типа "уоки-токи" ещё не было, так каким образом немецкий агент передавал радиограммы?
Партизанская деревня разрастается, немцы уже нюхают воздух, а Вова-гармонист устраивает танцы на поляне, шпаря на весь лес вальсы деревянными пальцами. Командиры ходят из угла в угол и... только я один подумал о том, что вокруг базы отряда не выставленно боевое охранение. Всем остальным - плевать.
За всё время действия - природа ни как не изменилась, листья не пожелтели, снег не выпал и потом не растаял. Бойцы не поизносили форму и даже не обветрили своих лиц. Тем не менее, титры нас уверили: "Прошло 28 месяцев". Уходя от внезапно насевших назойливых немцев, отряд лейтенанта Шарипова воссоединяется с отрядом таких же боевых олухов (другого слова не смог подобрать). Они так же живут на самой красивой и просматриваемой со всех сторон, опушке леса и не выставляют боевого охранения. Заходите к нам на огонёк - пела скрипка ласково и так... Ну, это я отвлёкся.
Неожиданно, партизаны получают весточку, что от ближайшей станции, завтра будет отходить в Германию эшелон, увозящий на чужбину вагон с советскими женщинами. Скажу сразу, это была немецкая деза с хорошо организованной засадой. Партизаны заглатывают крючок с наживкой и спешат выручать тёток. Вот, только не совсем ясно - куда их потом девать? И вот - немецкий браконьер-полковник расчехляет своё ружьё и занимает своё место на флажках, куда на него егеря погонят "дичь".
Полковник был так меток из своего элитного дробовика, что сумел подстрелить одного из партизан. Однако - засада провалилась и отряд уходит от немцев, как песок сквозь пальцы, ещё и уводя с собой полонянок. Полковник рвёт и мечет! Охота испорчена! Дичь разбежалась! Ади возвращается в расположение отряда с глубочайшим пониманием - в отряде враг! Этой мыслью он делится с командиром отряда и ещё парочкой проходящих мимо бойцов. Следствие длится пару минут и приходит к выводу, что предатель - Вова-гармонист. Вову выводят на поляну, срывают с его плеча гармонику и обнаруживают в ней... Радиомаячок? Нет! Портативную рацию. В пылу беседы, Вова (совершенно случайно) напарывается горлом на трухлявый пень и как карась выброшенный волной на берег, пуча глаза и чпокая губами - умирает. В это же самое время, назойливые немцы собираются вырубать белорусские леса, что бы по просекам могли пройти новейшие немецкие танки. Ну, видимо дорог в глухих зарослях западной Белоруссии - нет, а танкам ехать нужно. Потом, полковник-браконьер, прихватив с собой портфель с особо секретными документами, зачем-то попёрся инспектировать мост через небольшую реку. Но закончить инспекцию не сумел. Партизаны получили задачу - взять какого-нибудь "языка" (желательно не ниже полковника) и отконвоировать его в лес. Что делать с "языком" дальше - уточнено не было. Ну вот, партизаны и прихватили браконьера (не пропадать же добру) с собой в лес. А назойливые немцы, как всегда - начали их преследовать и закидывать гранатами. Отряд занял оборону, полковника посадили под дерево и пошло мочилово. Обе стороны напирали-напирали... напирали-напирали... В общем - все умерли. Лейтенант Шарипов получает три пули в грудь. И всё...
О судьбе полковника - ничего неизвестно. Возможно, он так до сих пор и сидит под деревом, сам не понимая, для чего его тащили в лес, аки добычу.
Перед смертью к Шарипову приходит дух его деда и говорит: "Тебе ещё рано уходить"... И тут - Ади очнулся на руках несущих его бойцов. Немцы в панике! Они не смогли ликвидировать партизан и в спешке эвакуируют свой штаб, в котором стало опасно находиться... Конец.
Из титров становится известно, что Ади Шарипов прожил 81 год.
Вы спросите: А чего хорошего было в фильме? Отвечу: В общем-то, всё было неплохое. Особо отмечу исполнителя главной роли - Азамата Нигманова. Выше всяческих похвал! Сыграл отлично, жизненно. Ещё, украшением фильма стала музыка Осель Омаровой. Неплохие съёмки и вполне добротные батальные сцены. Андрей Олифиренко, сыгравший немецкого полковника, весь фильм пытался быть арийским аристократом, но увы... Хотя, в самом финале - последние кадры были сыграны блестяще! Вот если бы сценарий не оказался таким "сырым" и недоделанным, то фильм можно было бы назвать - очень хорошим. А в итоге получилось нечто сумбурное и для одноразового просмотра, но с хорошей актёрской игрой. Смотреть ли фильм? Только из уважения к казахским кинематографистам, попытавшимся снять нечто серьёзное - да!
Не забывайте оценивать публикацию! Вам - всё равно, а нам - приятно!
Рекомендуем: Группа "ВИНТАЖНЫЕ РИНГТОНЫ",
Форум "ОБОВСЁМ-ЦЕНТР",
Статья - не серьёзный вердикт критика, а только - обзор зрителя, который имет право на собственное мнение.