Найти тему

Бальные танцы — спорт для мужчин!

Всегда пригодятся в жизни — Бытует мнение, что спортивные танцы якобы не принесут пользы в повседневной жизни и эта деятельность заслуживает лишь статуса хобби. Алексей, что вы думаете на сей счет? — Определенно, это миф. Наш вид спорта считается одним из самых сложных. Даже в одном из выпусков известной передачи «Галилео» сравнивали физическую нагрузку танцоров и спортсменов других направлений. И датчики измерения показали, что нагрузка танцора выше, чем у футболиста, и лишь немного ниже, чем у легко­атлета. Попутно спортсмены познают искусство коммуникации, девушки и юноши учатся общаться с противоположным полом, а дети — со старшим поколением. Кроме того, танцы воспитывают характер: дети учатся не сдаваться, ведь многим хочется занять первое ­место, а оно у нас только одно, и ребята идут к своей цели во что бы то ни стало. Также формируется осанка, развиваются чувства эстетики и стиля. Как минимум при выборе танцевального образа спортсмены советуются с тренером и подбирают себе наряды, которые подчеркнут их профессиональные достоинства. #INJECT_1# — Евгений, а от чего зависит выбор танцевального костюма? — Юношам проще, у них есть определенный черный дресс-код. Девушкам же в первую очередь нужно учесть цвет волос, кожи и уже отталкиваясь от этого выбирать цвет костюма. Что касается самой модели платья, то ею нужно подчеркнуть достоинства и скрыть природные недостатки. Короткие больше подойдут спортсменкам «сухого» телосложения, у которых длинные ноги и руки. Если хочется усилить динамику в образе парт­нерши, то стоит добавить декоративные элементы: кисти, стеклярус, веревки — они будут развеваться в движении. Для того чтобы не бросилось в глаза не самое чистое исполнение танцевальных элементов в ногах, можно выбрать более длинную и пышную юбку с воланами. Это слегка смес­тит акцент судейского внимания и отвлечет от части ошибок. Еще танцорам рекомендовано использовать автозагар на турнирах, но у некоторых ребят может быть на него аллергия. В таком случае девушки выходят на паркет в более закрытых платьях. В любом случае каждый костюм — это сугубо индивидуальная история. Во Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР) есть определенные критерии, которым должен соответствовать внешний вид спортсменов. Судейская бригада не будет снижать баллы сразу же, если в образе что‑то не так, сначала главный судья сделает замечание и даст возможность исправить недочеты. Если же спортсмен не учтет эти рекомендации, то жюри снимет определенное количество баллов или дисквалифицирует спортсмена. Помогут найти хорошую работу — Многие родители уверены, что занятия танцами помогут в жизни и будущей карьере ребенка. А некоторые, наоборот, рекомендуют заняться чем‑то более серьезным, например, пойти учиться на юриста, инженера или врача. Кто же из них прав, Алексей? — Не соглашусь с теми, кто считает танцевальный спорт чем‑то несерьезным в плане будущей профессии. Танцор может обучиться на тренера и получить возможность преподавать. Но просто талантливый спортсмен не сможет стать профессиональным тренером. Для этого требуется соответствующее образование. Нужно владеть знаниями о пищевых добавках и правильном питании. К тому же дети растут и развиваются не только ментально, но и физически, поэтому тренеры изучают анатомию, строение скелета и мышц, чтобы грамотно рассчитывать нагрузку. Практика занятий спортом также пригодится и в трудоустройстве на должности, никак не связанные с танцами. Один мой бывший ученик рассказывал, что коммуникационные умения, которые он развил на тренировках и соревнованиях, ему много раз помогали в жизни. Он научился лавировать, находить индивидуальный подход к людям, подбирать нужные слова. Благодаря этому он успешно сдавал сессии и госэкзамены, устроился на хорошую работу в условиях высокой конкуренции. Дадим фору боксерам — Наверное, миф о том, что мужскому полу не место в танцах, самый распространенный. Су­ществуют предрассудки, что мальчик вырастет излишне элегантным и не сможет постоять за себя. Из-за этого появляется критический дефицит ­партнеров. Оправдан ли этот стереотип, Алексей? — Сегодня этот стереотип абсолютно неверный. Это действительно предрассудки. Мальчики и юноши в танцах, наоборот, учатся мужественности, силе, выносливости, уважительному и заботливому отношению к девушкам. Если взглянуть в прошлое, когда только зарождалось направление танцев, то в менуэтах и полонезах действительно присутствовали более плавные движения, позиции и линии рук, рассчитанные, скорее, на девушек. Современный же танцевальный спорт трансформируется, имеет более ярко выраженную пластику отдельно для мужчин и женщин. — Евгений, а как вы считаете? — Могу добавить, что спортивные танцы — это не командный спорт, это история о взаимодействии двух партнеров. Нужно понимать, что девочка станет женщиной, а мальчик — мужчиной, и благодаря танцевальному спорту дети с юных лет учатся общаться с противоположным полом, дружить. Это тот воспитательный потенциал, который особенно важен для становления личности. На танцах мальчики учатся тем навыкам и умениям, которые им будут нужны, когда они станут мужчинами: общаться с женой, ребенком, уметь позаботиться о себе, найти работу благодаря умению общаться и взаимодействовать с людьми. — Алексей, разделяете ли вы мнение, что юноша-танцор не сможет защитить себя и других от хулиганов? — Вы много знаете людей, которые могут десять минут простоять в планке? А у нас в танцах это может практически каждый спорт­смен. Как‑то мы с одним из моих учеников пошли на пробное занятие по смешанным единоборствам. Преподаватель показал базовые приемы и упражнения по боксу и предложил повторить, а потом поинтересовался, каким спортом мы занимаемся. Увидел как профессионал, что у нас тоже есть определенная подготовка, и был удивлен, узнав про танцы. Оказывается, у нас сразу же получились отдельные упражнения, которые его ученики и за полгода занятий не освоили. Как минимум переносить баланс веса с носка на пятку. Значит, у танцоров хорошая координация и реакция, они постоянно поддерживают форму. Это и есть оплот успеха при нападении не­доброжелателей. — К тому же в готовности «дать сдачи» обидчику есть еще и психологический фактор. Важно само воспитание юноши, сможет ли он решить все мирно, с помощью диалога. Ребенок, конечно, может заниматься боевыми искусствами, но насколько он будет готов продемонстрировать при необходимости свои умения, выйдя на улицу? Да, наши ребята, танцоры, в физическом плане будут готовы дать сдачи, если потребуется. Но станут ли они это делать, уже будет зависеть от характера самого ребенка, — добавил Евгений. Не нужен особый талант — Есть миф, что для занятий танцами якобы обязательно нужна природная гибкость и пластичность. Алексей, действительно ли без этих качеств нельзя заниматься танцевальным спортом и существует ли вообще этот врожденный талант? — В нашем виде спорта в отличие от художественной гимнастики нет жестких ограничений и критериев отбора. Это связано с тем, что спортивные танцы предоставляют возможность выбора. Так, ученикам с более низким ростом и «сбитым» телосложением мы предлагаем заниматься по латиноамериканской программе. И наоборот, тому, кто по генетическим параметрам более высокий и худой, мы рекомендуем европейскую программу. Опираемся на индивидуальные особенности ритма и движений в каждом из направлений, поэтому у нас нет такого, что все танцоры должны соответствовать конкретным критериям. Место найдется каждому! Думаю, вы знаете, что образ жизни определяет форму тела. Чаще всего среди людей с «сидячей» работой встречаются более «тучные» представители. У наших же детей темп жизни другой, мы учим их регулярно посещать тренировки, держать осанку. И волей-неволей структура их тела меняется вне зависимости от того, с какими изначальными данными они пришли к нам. Даже пышные формы нивелируются, вытягиваются. — Евгений, а что в нашем городе есть для людей с ограниченными физическими возможностями? — Сегодня в каждом виде спорта есть место для особенных людей, и спортивные танцы не исключение. В Петербурге очень развита коррекционная педагогика для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе зрительными, слуховыми или умственными. Есть специализированная школа для ребят с особенностями опорно-двигательного аппарата, она оснащена всем необходимым оборудованием для всестороннего развития, в том числе и для занятий танцами. Также существует Специальный олимпийский комитет, где проходят соревнования для спортсменов с особенностями здоровья, дети участвуют в конкурсах, получают квалификационные разряды, сдают ГТО. Отличие лишь в том, что они соревнуются среди аналогичных ребят. Спортсмены с ограничениями слуха будут состязаться с такими же детьми, смешения не происходит, и т. д. Даже люди с нарушениями опорно-двигательного, сидящие в колясках, тоже могут заниматься танцами. Им будет помогать специальный ассистент на тренировках. Выступать они могут как с партнерами с такими же особенностями, так и с классическими танцорами. В СФТС СПб такие ребята есть, и один из них даже стал участником чемпионата мира. Можно начинать в любом возрасте — Алексей, бытует мнение, что спортивными танцами ­нуж­но заниматься с детства, а во взрослом возрасте начинать уже поздно и бессмысленно. Так ли это? — Нет, все зависит только от стремления и желаемого результата. Во взрослом возрасте можно заниматься и для души, и профессионально. В Петербурге есть танцевальный клуб, который готовит группы взрослых с нуля до категории профессионалов. Также в российских бальных танцах есть класс «Сеньоры», он подразделяется по возрастам (35 – 45 лет, 45 – 55 лет, 55 – 65 и старше). Здесь начинают заниматься далеко не в юношестве, тем не менее достигают достойных результатов. — Если к вам придут на тренировку два человека — одному 6 лет, а второму — 60, оба новички. Кого будет сложнее ввести в танцевальный спорт? — Не будет существенной разницы, потому что дети еще не владеют некоторыми стандартными физическими навыками, например, умением правильно бегать, их предстоит обучить. А взрослые, наоборот, имеют уже устоявшиеся опорно-двигательные модели, и их уже нужно будет переучивать. Все одинаково сложно и одинаково возможно! Опять‑таки у нас очень лояльный вид спорта с точки зрения физической базовой подготовки, главное — это желание. И я верю, что при должном качест­ве тренировок любой человек даже в 60 лет сможет победить на чемпионате мира в своей возрастной категории. Проблем со здоровьем не возникает — Многие уверены, что танцевать учатся только на практике и никакой теории при этом не требуется. Алексей, это дейст­вительно так? — Нет, не так. И у нас никак без теории. Есть учебник по европейской и латиноамериканской танцевальной программе, по техническому исполнению фигур, где подробно описано, как выполнять конкретные движения, какая должна быть степень поворота, снижения и т. д. Отдельно описаны партии партнера и партнерши, рекомендуемое музыкальное сопровождение, какой должен быть ритм. Да, наши ребята еще дополнительно развивают музыкальные навыки, тренеры на занятиях делятся с учениками знаниями и об этом искусстве. У нас достаточно молодой вид спорта, и он постоянно развивается, появляются новые фигуры, которые не были описаны ранее в каталогах и учебниках. Важно фиксировать каждое изменение, чтобы на соревнованиях у судей была возможность оценивать конкурсантов по точным критериям. Этим всем занимаются ФТСАРР и Всемирная федерация танцевального спорта, они готовят учебники, которые мы потом адаптируем под себя. У нас в тренировочном зале обязательно есть литература в общем доступе. Я даю задание изучить правила исполнения двух-трех фигур к следующему занятию. Ребятам нужно запомнить критерии позиции и работы ступни, направления движения, степень поворота корпуса, определенный счет. Пос­ле этого можно приступать к отработке на практике. Без теории танцевать нельзя. — А правда ли, Алексей, что у танцоров к концу карьеры часто возникают проблемы с костями и суставами из‑за регулярных физических нагрузок? — В любом виде спорта важно поддерживать определенный уровень физических нагрузок постоянно. Если его снизить, то организм человека начнет адаптироваться к новому ритму жизни не лучшим образом. Например, может скапливаться жидкость в суставах. Основа спортивных танцев — это естественная биомеханика тела, здесь нет движений, которые нарушают те процессы, которые заложила в нас природа. Мы никогда не будем заставлять танцора делать что‑то выше уровня, который может позволить себе его тело. Конечно, и в обычной жизни без всяких тренировок можно получить травмы, которые будут несовместимы с дальнейшими занятиями танцами. И здесь уже все зависит от самого человека, ведь он может найти варианты, чтобы заниматься и дальше «для души». Танцы это позволяют! Как и в любом виде спорта, бывает, что даже после тяжелой травмы, хотя в бальных танцах они практически исключены, танцоры возвращаются к тренировкам, соревнованиям и побеждают. Ведь главное — это желание и сила духа!