Найти тему

Об отмене энерготарифов

ФАС снова рассказывает, как она защищает потребителей от необоснованного роста тарифов. И, видимо, намекает на то, что делает это хорошо, раз так гордо демонстрирует объемы денег, исключенных из тарифов в 2022 году.

Но сами по себе цифры мало о чем говорят. Ведь непонятно, все ли тарифы проверены и можно ли было исключить из них еще больше денег?

Ну и важно, что первостепенная задача ФАСа – обеспечение корректного тарифообразования. И именно в этом основа защищенности потребителей, а не в точечной отмене тарифов.

Поэтому куда интересней узнать, какая в принципе работа проводилась и проводится ФАСом по предотвращению регулярно выявляемых нарушений.

Осуществляется ли их анализ? Если да, то каковы их причины? Нарушения допускаются сознательно или они – следствие нечеткой методологии наполнения тарифов?

Если нарушения допускаются неосознанно, то в достаточной ли мере налажена разъяснительная работа с РЭКами? Если сознательно, то не отвечают ли нарушения признакам мошенничества, и обращает ли на это ФАС внимание правоохранительных органов?

Ведь очевидно, что четкая методология тарифообразования и наказание тех, кто ее не соблюдает, – залог утверждения правильных тарифов. А то, что тарифы утверждаются некорректно, и ФАС из года в год проверяет и отменяет их, не свидетельствует ли о сбоях в профилактической работе самой ФАС?

Давно уже понятно, что в условиях дефицита методологии и отсутствия инструментов премодерации последующая ревизия тарифов не несет никакой пользы, а история с их некорректным утверждением будет повторяться снова.

Зато в результате отмены тарифов исправно снижается платежная дисциплина. В итоге энергетики теряют деньги, которые они могли бы вкладывать в инфраструктуру, что ухудшает надежность энергоснабжения. А от этого страдают прежде всего потребители.

Кроме того, отмена тарифов дестабилизирует работу энергопредприятий, подрывая таким образом доверие инвесторов к государству. Ведь в рамках тарифообразования именно государство (в лице РЭКов и ФАСа) является их контрагентом. Это ухудшает инвестиционный климат в отрасли и мешает развитию конкуренции (которую, кстати, должна оберегать именно ФАС).

Выигрывают ли от всего этого потребители? Можно ли при демонстрируемой ФАСом статистике говорить об их надежной защите? Ответы очевидны.

Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике