#317
22 марта - день памяти и скорби хатынской трагедии...
Мемориальный комплекс Хатынь мы посетили зимой 2010 года.
Приехали не поздно, часов 16-17 было, но, во-первых, в январе рано темнеет, во-вторых, в те годы в Белоруссии были не очень хорошие организационные моменты и в комплексе не было освещения, да и сам музей был почему-то закрыт для посетителей.
Поэтому мемориал мы осматривали в полной темноте, по возможности подсвечивая своими фонариками и гаджетами.
К счастью, экскурсовода мы привезли с собой из Минска, и он смог нам все достойно рассказать.
От трассы до деревни совсем недалеко. Каждый километр отмечается вот такой каменной стеллой-кубом с отметкой километров.
Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная вместе с жителями 22 марта 1943 года карательным отрядом (118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер): в соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни (в том числе 75 детей) были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам.
В 1969 году на месте деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», как символ и в память о массовом уничтожении нацистами и коллаборационистами мирного населения на оккупированной территории СССР.
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами.
В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём.
Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка как символ гостеприимства жителей деревни.
На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил.
Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.
На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь).
Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.
На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.
Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.
В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура мужчины «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
То, что мы не смогли попасть в музей, нас даже и не очень огорчило.
Нам хватило впечатлений в темную ночь (хотя, как я говорила, мы были днём), да ещё к тому же и метель разыгралась.
Очень знаковое, скорбное место.
*****
К сожалению, фотографии очень низкого качества, но условия, в которых они были сделаны и само место, оставили особые впечатления и воспоминания.
А фотографии заменю при случае, когда побываю в этом месте в другое время - чужие фото из инета добавлять совсем не хочется.