О том, как отсидевший в тюрьме фальшивомонетчик стал печатать деньги с собственной подписью, причем – совершенно легально
Большевик Федор Никанорович Мухин работал машинистом на Китайско-восточной и Забайкальской железной дорогах, а в 1905 - 1907 гг. как член РСДРП (б) принимал участие в первой русской революции.
В 1908 году Федор Мухин решил сменить сферу деятельности с политической на уголовную и поучаствовал в составе преступной группы из 5 человек в изготовлении и сбыте фальшивых николаевских денег, а именно: 3 рубля, 5 рублей и 25 рублей.
Делать клише водитель паровоза Федор Мухин не умел – эта задача была возложена на художника, проживавшего на квартире Мухина.
Подельники определили машинисту Мухину не менее ответственную роль – сбыт поддельных купюр, на чем тот и попался в декабре 1908 г.
Отсидев в тюрьме положенный срок, Ф. Н. Мухин решил вернуться в политику.
Однако однопартийцы на общем собрании в Благовещенске в ноябре 1917 года поинтересовались у него, с какой целью тот в декабре 1908 года отработал не по специальности.
Ничуть не тушуясь, Мухин объяснил, что делал он это не корысти ради, а токмо ради спасения от голодной смерти своих товарищей.
Объяснение было принято с пониманием.
И уже в феврале 1918 года большевику Федору Мухину было оказано высокое доверие – он был избран Председателем Совета Крестьянских, Рабочих и Солдатских Депутатов г. Благовещенска, а заодно уж и главой Совнаркома Амурской области.
Когда в апреле 1918 года Ф. Н. Мухин как глава Благовещенского Совета инициировал эмиссию Амурских областных разменных билетов, соратники по партии восприняли это с пониманием: дело это было Федору Никаноровичу уже знакомо.
Выпустили 5 номиналов:
- 1-ый выпуск – 10 рублей, 25 рублей;
- 2-ой выпуск 5 рублей, 15 рублей, 100 рублей.
5-ти рублевки размером 103 мм х 68 мм напечатала Чуринская типография г. Благовещенска на бумаге без водяных знаков тиражом 1.326 млн на сумму 6.63 млн рублей.
Кто на аверсе завизировал выпуск разменных билетов своими факсимильными подписями?
- Председ. С.К.Р. и С.Д. – Ф. Мухин;
- Комиссар Госбанка – С. Курочкин;
- Комиссар Казначейства – И. Тылик.
На реверсе не забыли написать: «Подделка преследуется законом» – Федор Никанорович не захотел поощрять уголовные наклонности своих прежних коллег.
В народе эмиссию назвали по фамилии 1-го подписанта – «мухинки».
Печатали «мухинки» вплоть до 19 октября 1918 года, а ходили они по рукам еще дольше: пришедшее на смену Советской власти Амурское Временное правительство узаконило обращение «мухинок» наравне с «царскими» и «керенскими» деньгами, а сменившее его Временное Сибирское правительство Петра Вологодского нанесло на «мухинки» свои фиолетовые штампы.