Найти тему
Липовые истории

Советская подводная лодка смогла выйти на берег в районе Самары. Как это произошло?

Эта удивительная история произошла в далёком 2005 году в Тольятти, прямо напротив проходных завода «АвтоВАЗ». Но обо всём по порядку.

Уверен многие смотрели весёлый фильм "Особенности национальной рыбалки» и помнят как незадачливые герои ходили на подводной лодке за горячительными напитками. Так вот, хотя лодка и называлась «Малютка», но съёмки велись внутри внушительной субмарины Б-307 проекта «Сом». Именно она стала героиней этого рассказа и тем более удивительна её судьба.

Торжественный спуск на воду советской дизельной подводной лодки Б-307 прошёл осенью 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (в то время Горький). Лодка несла боевое дежурство в составе Северного флота 22 года и после затяжного многолетнего ремонта была выведена из состава ВМФ для последующей утилизации.

-2

Но так уж получилось, что для строящегося в то время «АвтоВАЗом» Технического музея, как раз нужна была подводная лодка и выбор пал на Б-307. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей или примерно 27 тыс. долларов по курсу тех лет.

-3

Для транспортировки лодки её облегчили на 117 тонн, установили понтоны и дополнительно загерметизировали. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Буксиры провели её Ладожским, Онежским и Белым озером. Затем прошли через шлюзы в Волгу и прибыли в Тольятти. Общая длина маршрута составила более 2200 километров.

-4

На следующем этапе предстояло преодолеть ещё 5 километров по суше от берега реки и до места окончательной стоянки. По сложности это была титаническая задача.

-5

Была разработана специальная «лыжа» длинной 91 метр повторявшая контуры лодки. А также спроектирована специальная трасса с углублением береговой зоны.

-6

Осенью 2004 года лодка была вытащена на сушу, а с наступление мороза начата операция по транспортировке. Всё дело в том, что давление на грунт и сцепные свойства «лыжи» не позволяли провести буксировку в тёплое время года. Замёрзшая земля обеспечивала меньшее трение и лодка не проваливалась под своим весом. Тянули её специальные военные тягачи и эвакуаторы танков.

-7

И вот 22 апреля 2005 года лодка заняла своё почётное место в музее, став единственной в своём роде, поскольку была доставлена целиком, а не по частям, как аналогичные проекты.

Сейчас внутри лодки работает музей и все желающие могут его посетить, чтобы ознакомиться с бытом моряков-подводников. И даже посидеть в кресле капитана субмарины. Что мы с удовольствием и сделали.

Как вы считаете, достойное окончание боевой службы? Стоит ли государству и бизнесу создавать такие музеи?