Найти в Дзене

Виталий Доронин. "Сердцем чист и не спесив".

Продолжение, начало тут

Виталий Дмитриевич Доронин был из той когорты русских актеров-самородков, что и Николай Крючков, Петр Алейников, Борис Андреев, Гергий Юматов. У каждого была серьезная трудовая биография с молодых лет, участие в народной самодеятельности, непродолжительное обучение в театральном техникуме. Доронин после работы слесарем в саратовских железнодорожных мастерских в 19 лет в 1928 г. поехал в Ленинград, поступил в театральный техникум. Его преподаватель, знаменитый русский актер Илларион Певцов сказал, чтобы он не терял время, учить его нечему, иди на сцену.

Он играл в театрах Ленинграда, Саратова, в служил в Красной Армии в ансамбле Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии. Потом в мюзик-холле. Потом эстрада, создал свой джаз-ансамбль, с которым выступал в ресторане московской гостиницы "Метрополь". А в 1940 г. его пригласили впервые сняться в художественном фильме.

Там его впервые и увидела Кастуся Роек . В 1940 г. она попала в массовку на съемки фильма "Боксеры" (заработала на пирожное), где впервые в своей жизни снимался в кино Виталий Доронин. Он играл одну из главных ролей — чемпиона по боксу в полутяжелом весе Петра Дорохова.

Его друга соперника играл уже популярный советский актер Даниил Сагал.

-2

Кроме спортивного соперничества между друзьями было и любовное. Оба были влюблены в одну девушку.

-3

И в этом фильме Доронин должен был исполнить вот эту песню композитора Сигизмунда Каца, но в фильм она не вошла. А сам фильм, законченный в июле 1941 г. вышел на экраны только в 1947 г. Кстати, тогда в 1940 г. Кастусе Роек не понравился Доронин, она же присутствовала при съемках боксерского поединка — никакого актерского мастерства у него она не заметила, одни мышцы.

И потом почти в каждом своем фильме Доронин будет исполнять песни, которые станут после этого очень популярными в народе.

В войну Доронин служил во фронтовом театре, а в 1945 г. был зачислен в Театр Сатиры. Было еще несколько ролей в кино, пока в 1950 г. в Театре Сатиры не поставили спектакль "Свадьба с приданным", где Доронин сыграл свою звездную роль, надолго ставшую его визитной карточкой.

Пьесу "Свадьба с приданным" написал в 1949 г. на языке коми актер национального театра Коми АССР Николай Дьяконов. В том же году она была поставлена в этом театре, и одновременно отправлена в Москву на конкурс. Московский драматург и переводчик Анатолий Глебов перевел пьесу на русский язык, очень значительно ее подсократив. И это к лучшему. Пьеса стала одним из победителей конкурса.

Глебов значительно сократил объем ролей практически всех героев, оставив главными линии двух "женихов" - Коли Курочкина и Максима Орлова. Колю Курочкина играл Виталий Доронин. Три выдающихся творческих личности сделали этот спектакль истинно народным, три красавца мужчины — актер Виталий Доронин, композитор Борис Мокроусов и поэт Алексей Фатьянов.

Без песен Мокроусова на стихи Фатьянова и их исполнения Дорониным спектакль так бы и остался обыкновенной серенькой агиткой тех лет на "колхозную тему". Кстати, в пьесе, а потом в фильме был эпизод, когда бригадир Ольга Степанова, которую играла Вера Васильева, рассказывает колхозникам свой сон - к ней во сне пришел т. Сталин и стал интересоваться, как идет сев.

А в это время бригада Ольги соревновалась с бригадой из другого колхоза, которой руководил ее жених Максим Орлов, и между ними возник спор, когда начинать сев. На этой почве и возникла у них ссора. И вот т. Сталин говорит во сне Ольге, что пора сеять. И Ольга поутру приступает к исполнению указаний т. Сталина. При этом один из колхозников говорит, что такой сон надо еще заслужить, что т. Сталин доверяет их бригадиру. Правда, после начала борьбы с "культом личности" этот эпизод из пьесы и фильма выбросили.

В фильме и спектакле особенно блистают двое — Виталий Доронин и Татьяна Пельтцер, такая же народный самородок и самоучка, вообще без специального образования. Дуэт просто восхитительный.

А это знаменитые куплеты Коли Курочкина, первого парня на деревне. Долгое время спектакль никак не получался, пока, наконец, Мокроусов и Фатьянов не принесли и не исполнили два шедевра - "Куплеты" и "На крылечке твоем..." И Доронин не испортил своего шедевра, "Куплеты Курочкина" в его исполнении стали народной песней. Сколько изящества, элегантности, самоиронии в его исполнении. "Сердцем чист и не спесив".

За исполнение роли Курочкина Доронин был удостоен в 1951 г.Сталинской премии. Но главное, что он стал народным любимцем. И началась у актера Доронина совсем другая жизнь. Он перешел в Малый театр — премьеры пошли одна за другой. Каждый год новая роль в кино. В середине 50-х по популярности с Дорониным в советском кино мог поспорить только Марк Бернес. Оба обаятельнейшие мужчины, прекрасно поющие. Особенно им удавались роли офицеров, что царских, что советских. Мундир на них сидел как влитой.

В 1956 г. Доронин сыграл командира московского дивизиона конной милиции майора Бугрова в фильме "Песня табунщика". Название у фильма не очень казистое, наверное, поэтому его обходят вниманием. А снял его кинорежиссер Андрей Фролов, его имя тоже не на слуху, хотя он снял в 50-е годы такие замечательные музыкальные комедии, как "Первая перчатка", "С добрым утром", "Гость с Кубани", достойно заменив в этом жанре ушедшего в классику Ивана Александровича Пырьева. Успех его комедий был связан еще и с тем, что музыку к ним писал Василий Павлович Соловьев-Седой. Вот и к фильму "Песня табунщика" музыка написана Соловьевым-Седым.

А фильм замечательный. Это музыкальная комедия, снятая на бурят-монгольском национальном материале. Тумен, табунщик лошадей в степях Забайкалья, талантливый певец-самородок. Старый табунщик дедушка Бадма научил его петь и колхоз отправляет Тумена учиться на певца в Московскую консерваторию. И прямо из бурятских степей в национальном монгольском кафтане дээл, как говорится, " национал при полном параде", Тумен заявляется на вступительные экзамены в консерваторию.

Но поет то он хорошо, но не знает нотной грамоты, дедушка Бадма его этому не научил, сам не знает. В итоге Тумен проваливается на экзамене. Ночью, когда он прилег под памятником Чайковского поспать по степной привычке на свежем воздухе, его забирают в милицию. И там командир дивизиона конной милиции майор Бугров, тоже любитель попеть, руководитель милицейского самодеятельного хора, определяет его на службу в дивизион, как прекрасного наездника и запевалу. И стал Тумен старшиной милиции.

Потом идут комедийные ситуации с оставшейся в родном колхозе его невестой, внучкой дедушки Бадма, учительницей, красавицей Сэсэг, вокруг которой интригует другой табунщик Шагта, что-то типа "Свинарки и пастуха" и "Ивана Бровкина" в одном флаконе. И все это на фоне красивейших пейзажей степей Забайкалья и Москвы. Фильм снят очень красиво. Его восстановить, оцифровать — картинка просто конфетка.

Но вернемся к Доронину. Там он исполняет свой очередной шлягер, который в 50-60-е годы звучал из всех утюгов, "Старшину милиции".

И он не только сам поет, но и руководит милицейским хором. А в хоре поют

А сам майор Бугров — обаятельнейший и умнейший энтузиаст советской песни. Вот как он воспитывает свой хор.

-6
Товарищи в чем наши задачи? Не только в том, чтобы мы хорошо несли нашу службу, но чтобы хорошо пели. Чтобы наш народ на улице слышал бодрую и культурную песню. Вот раньше, скажем, какие-нибудь гусары. Что они пели? Намеки, недостойные мундира. А вот как они пели? Это дело другое. Лихо, громко, значительно, музыкально. Содержание, правда, было не то, зато форма была та. А вы что? Вы кто кавалеристы или хор мальчиков?

И вот в фильме появляется еще один шлягер Соловьева — Седого на слова Михаила Матусовского, "Марш милиции". Во главе своего дивизиона майор Бугров под бодрую и культурную песню проезжает по Садовому кольцу. Этот самый настоящий клип очень часто в 50-60- е годы показывали по ТВ. Вот какой Доронин был красавец.

-7

И сам марш. Качество не очень, но что есть в сети.

И все женщины Советского Союза вот с таким обожанием смотрели на Виталия Доронина, как аккомпаниатор хора Лидия Ивановна на майора Бугрова

-8

И стоит немного рассказать об этой замечательной актрисе с необыкновенной судьбой Александре Васильевне Поповой. Но о ней и продолжение рассказа о Доронине в следующей части.