Когда США развязали гражданскую войну на Украине, они надеялись на короткое время «поработать» на одном фронте и продолжить расширение сфер влияния на других. Однако, быстро не вышло, и вскоре вспыхнуло тлеющее противостояние между Арменией и Азербайджаном, а затем между Китаем и его провинцией Тайвань. И теперь уже приходится распыляться сразу на три направления. Нечто подобное происходит и с Францией. Влияние Парижа на Африку по-прежнему высоко. Но вражда с Россией оказалась большой ошибкой. И как только слабость бывшей метрополии стала заметна, тут же начался новый виток борьбы народов за независимость и самоопределение. Первым показала себя Буркина-Фасо.
Как и во многих других африканских странах, форма государственного устройства и правления здесь меняется от переворота к перевороту, хотя номинально считается демократической. Так происходит потому, что на фоне тотальной бедности (ВВП на душу населения составляет 988,3 доллара в год) здесь постоянно сменяется власть. Приходит очередной полевой командир, обучавшийся во Франции, но позже перешедший на сторону родины. Затем он продаётся бывшей метрополии и потому бывает свергнут своими же.
Однако, в январе этого года всё произошло наоборот. Госпереворот в 22-миллионном государстве совершил подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба. Он учился в Военной школе Парижа, а в середине 2010-х гг. принимал участие в учебных мероприятиях, организованных Африканским командованием Вооруженных сил США. Иными словами, это человек Запада, который благодаря Западу же к власти и пришёл. Революцию сфабриковали неспроста - свергнутый президент Рок Каборе был избран в 2015 году честным путём и объединил основные политические элиты страны, после чего стал действовать в её интересах. А экономическое развитие этих земель - верный шаг к реальной независимости, которая пришла бы вместе с ненужностью международных прозападных гуманитарных программ.
Так или иначе, Дамиба у власти долго не продержался. Сейчас французские власти отрицают, что дали ему убежище. А в таких случаях это вселяет уверенность именно в том, что дали. В стране снова не действует конституция. Правительства нет, границы закрыты. Ситуацию контролирует группа военных во главе с капитаном Ибраимом Траоре, который от Франции никак не зависит. Обычно в таких случаях всё решали «миротворцы». Но сейчас у Парижа таких возможностей нет - иначе остановили бы всё раньше, до самого переворота не дошло бы.
Последствия предсказуемы: каскад новых переворотов в самых бедных государствах центральной и западной Африки, ранее находившихся по гнётом Франции. А параллельно те же риски есть и у Великобритании в отношении её бывших колоний, только здесь всё усугубляется смертью королевы и приходом на её место слабого короля. Иными словами, выплясывая по музыку американского гимна, страны Старого Света теряют и экономические, и политические возможности для сохранения контроля над исторически сложившимися сферами влияния в развивающихся странах. И уж тут никакие методички и твиттеры не сработают, потому что в той же Буркина Фасо только 36% населения умеет читать. 56% улиц столицы - Уагадугу - не имеет освещения, а деревни снабжены электричеством всего на 1%. Интернета, понятное дело, тоже нет. А добиваться своих сомнительных целей иными методами французы уже не смогут - меньше пушек Украине надо было поставлять.
К слову, слабость властей видят и в самом Париже. Недаром началась очередная волна выступлений «жёлтых жилетов». Причём на сей раз против даже не внутренней, а внешней политики. Люди не хотят, чтобы Франция выдала Соединённым Штатам Джулиана Ассанжа не только ради свободы слова и против фейков. Главное - заставить Елисейский дворец хоть раз не пойти на поводу у Белого дома.
Тимофей Белов специально для канала «БайБайден».