В наш регион пришла весна, снег почти растаял и яркое солнце высушило лужи. А это значит, что пора покинуть душный город и отправиться на природу. Сегодня мы отправимся в путешествие по границе древнего государства Московского.
Возвращаясь в историю, понимаешь почему именно в этой местности была построена Симбирско-Карсунская засечная черта.
Неспокойно было у южных и восточных границ Московского государства в начале XVII века. Кочевники грабили и уводили обозы с товаром, захватывали в плен русских людей и продавали их в рабство на невольничьих рынках Крыма и Турции. Повелел тогда царь Михаил Федорович построить Великую Русскую стену для охраны наших дальних рубежей от ногайских татар, башкир и калмыков. Более 20 лет ушло на возведение комплекса укреплений, частью которых и стала Симбирская засечная черта, построенная под руководством одного из лучших военных строителей того времени, воеводы Богдана Матвеевича Хитрово.
Засечная черта представляла собой ров, глубиной 6-8 метров, вдоль которого насыпался высокий земляной вал. Он укреплялся деревянными ящиками с землёй и заостренными дубовыми бревнами. Укрепление строилось силами пяти тысяч человек: переселеными сюда пушкарями, стрельцами и казаками. Позднее, именно они и стали нести сторожевую службу вдоль всей линии Симбирской засеки. Через небольшие расстояния строились башни, с которых враг поливался горящей смолой и забрасывался горящим хворостом.
В настоящее время засечная черта сохранилась в виде холма заросшего травой. Однако ее след очень отчетливо виден если выехать за пределы с. Баратаевка и ехать по трассе. С правой стороны вдоль дороги проходит засечная черта. Посмотреть ее можно свободно на любом участке. Нужно всего лишь съехать на обочину и пойти по траве.
В детстве мы с бабушкой по данной трассе часто ездили на дачу. Меня всегда привлекала эта возвышенность. Ее можно было наблюдать на протяжении минимум 30 км. от города, если ехать по трассе в сторону Карсунского района. Насыпь тянулась вдоль трассы и казалась бесконечной. Я всегда спрашивала у бабушки, что это за насыпь. Она мне рассказывала, что эта насыпь остатки старой дороги. Я всегда представляла как по этой "дороге" ездили на повозках и каретах, запряженных лошадьми. мне почему-то представлялось, что купцы из Москвы именно по этой дороге возили свои товары на ярмарки.
Только начав изучать краеведение, проведя много часов в архивах и библиотеках, прочитав много книг, я нашла ответы на свои детские вопросы.