Вы знаете, мой друг, бывает, как сегодня,
До странности легко строка целует лист...
Романс Квентина Дорака, Канцлер Ги
С миром «Этерны» я впервые познакомился, благодаря песням Канцлера Ги. Разумеется, я достаточно быстро узнал, что «Романс Квентина Дорака», «Романс о тоске», «Кэцхен» и пр. написаны от лиц персонажей некоего литературного цикла. Однако я достаточно долго тянул с ознакомлением с книгами. Так долго, что на Кинопоиске успела выйти первая серия экранизации.
Трейлер производил впечатление: фехтование, массовые сражения, загадочная магия... Эпическое фэнтези! Отечественное! Неужели нашим удалось-таки снять нечто стоящее? И вот, вопреки здравому смыслу, я решил глянуть первую серию до ознакомления с книгой. И знаете что? А мне понравилось. Причем понравилось так, что с нетерпением захотелось увидеть продолжение. Да, разумеется, фильм есть за что поругать, но… стоит ли? Давайте разбираться, а заодно сравним Этерну с некоторыми зарубежными аналогами последних лет. Но, как всегда, обо всем по порядку… Поехали!
Сюжет/сценарий
И, как говорится, с места в карьер. Именно в сюжете и сценарии, на мой взгляд, кроется одна из основных причин довольно низких оценок (6.2 на Кинопоиске на момент написания статьи). И нет, дело не в том, что сценарий плох. Проблема в том, что вся экранизация задумывалась именно как сериал. И данный фильм экранизирует лишь 1/5 часть первой книги. А вы пробовали когда-нибудь оценивать произведение только по первым 20%? Поверьте, не стоит. Это, как минимум, глупо. Да, многие скажут, что сериал должен цеплять с первой серии, зрителю должно быть интересно узнать, что же будет дальше. И эти люди будут по-своему правы. Вот только посмотрим правде в глаза. Сколько раз вы смотрели первую серию какого-либо сериала и думали: «чего-то ни фига не понятно, но дам ему шанс, гляну вторую», а потом втягивались? Уверен, у каждого есть такие примеры. Этерну не стоит воспринимать как полноценный фильм: у неё смешной хронометраж в 83 минуты. По сути, это немногим больше одной полноценной серии Игры Престолов. Тут ошибка, скорее, маркетинговая. Обычно мы смотрим у сериала 2-3 серии сразу, а у Этерны ждем выхода второй серии уже больше года. Предположу, что инвесторы буквально потребовали от создателей выпустить первую серию, чтобы оценить реакцию зрителей и увидеть, что же они там наснимали. К тому же эта часть книги — это, по сути, большая экспозиция, где нас знакомят с персонажами и лишь намечают линии развития сюжета. Более того, не будет спойлером сказать, что многие из этих линий и персонажей дальше начинают развиваться вовсе не по тому пути, который ты ожидаешь от классических фэнтезийных сюжетов. В итоге как отдельно взятое произведение данное кино становится интересным парадоксом: оно получилось прекрасной экранизацией, но не самым сильным фильмом. Но это, повторюсь, не минус, так как полностью его оценить можно будет лишь когда выйдут новые серии. И даже при этом в сценарии отсутствуют серьёзные логические ошибки или пробелы (привет Дому Драконов и Ведьмаку, где от сценария каждую серию рука тянется не то к фейспалму, не то к топору). Как прочитавший книгу, могу уверенно сказать, что большая часть вопросов будет раскрыта дальше. Это как веревочка с множеством ответвлений. Вы не поймете, куда вела та или иная нитка, пока не размотаете весь клубок до конца. Из минусов могу разве что отметить достаточно запутанное вступление с обозначением закадровым голосом того, что произошло сначала за тысячи лет до описанных событий, затем за 400 лет, а первая сцена и вовсе начинается за пять лет до основного сюжета.
Персонажи и актеры.
На мой взгляд актеры подобраны прекрасно. Из Павла Крайнова получился великолепный Робер Эпине с его вечно грустным и немного усталым взглядом. Альдо Ракан в исполнении Анара Халилова (понятия не имею, почему Кинопоиск не пишет его фамилию) беззаботен и по-молодецки задирист. Рыжая красавица Валентина Ляпина словно создана для роли Мэллит. Денис Нурилин прекрасно смотрится в роли Ричарда Окделла. Эстебана Колиньяра в исполнении Сергея Горошко начинаешь буквально ненавидеть с первых секунд — настолько актеру удалась роль подонка.
Да тут все на своих местах: и братья Катершванц, которых играют Даниил Никитин и Федор Мишеев (они и правда похожи, как братья), и Кирилл Зайцев, которому досталась роль Лионеля Савиньяка. А главное, заметьте: это т. н. «новая гвардия» молодых ребят, которые еще не замылили зрителю глаз, снимаясь в бездарных поделках, спонсированных Министерством Культуры
Но и старая гвардия здесь не отстает. Особенно хочется отметить Матильду Ракан в исполнении Екатерины Волковой, Мирабеллу Окделл, сыгранную Ульяной Лукиной и капитана Арамону, блестяще изображенного Алексеем Матошиным. От их появлений на экране, даже кратковременном, возвращается вера в отечественную школу актерского мастерства. А как прекрасен Вениамин Смехов в роли Вальтера Придда (вот уж кто не понаслышке знает про дух мушкетерства)! Ну и, разумеется, огромные надежды я возлагаю на актерскую игру Юрия Беляева, которому досталась роль кардинала Ришелье Сильвестра. Некоторые опасение у меня вызывал выбор Юрия Чурсина на роль одного из в будущем главных персонажей — Рокэ Алву. Однако потом я увидел, как он держится в интервью и как говорит о своём персонаже.
А теперь давайте вспомним, как обращаются с подбором персонажей в современных фэнтезийных сериалах на Западе, где толерантность бежит впереди здравого смысла…
Опять же, из минусов могу отметить иногда проскальзывающую театральность в актерской игре. Особенно это касается «молодой гвардии». Но её тут, прямо скажем, немного.
Антураж и постановка
И вот здесь Этерну можно только хвалить. Мастерская Кречет, как всегда, на высоте. Доспехи, оружие костюмы, — всё выполнено просто мастерски. Причем начиная от дизайна (где-то всплакнули Нильфгардцы) и заканчивая качеством исполнения. Вот вам интересная задачка: попробуйте при просмотре понять, где доспехи выполнены из стали, а где — из пластика. Сомневаюсь, что вам удастся. Это, в конце концов, не неровно погнутые эльфийские доспехи из Колец Власти.
Да, в некоторых местах проглядывает хромакей на фоне. Но, уверен, если увеличится бюджет, это быстро поправят. А самое главное, глядя на костюмы, архитектуру и детали быта ты… веришь. Веришь, что это происходит где-то в другом мире. Другом, но так похожем на средневековую Европу. Стены замков, охотничьи шатры в лесу, подвалы академии Лаик — погружение в мир здесь просто потрясающее.
А теперь к постановке боев. Помните бездарное фехтование в Ведьмаке, где статисты на заднем фоне занимались черт знает чем, но только не боем? Забудьте. В Этерне работают все. От главных героев до статистов. Бои выглядят одновременно зрелищно и реалистично. Пикинеры, опускащие голову вниз, когда на них летит конница, мушкетеры, дающие залп в несколько шеренг, доспехи, реально защищающие бойцов, а не дырявящиеся одним тычком зубочисткой. Добро пожаловать в кино, где постановщики и консультанты действительно знали, что делали. Ну и, разумеется, чудесно поставленная дуэль в один удар между Рокэ Алва и Эгмонтом Окдэллом:
Словом, я давно не видел настолько технично поставленных сцен. Да, можно было бы придраться к отсутствию шлема у главного героя во время боя, но тут, как ни крути, есть условности кино, поэтому я не хочу на этом останавливаться.
Подводя итог, скажу ещё вот что. По фильму видно, что вся съемочная группа старалась. Если будет желание, посмотрите в группе Этерны в ВК репортажи со съемок. Послушайте, как нанимали архитектора, чтобы город Агарис выглядел реалистично (он даже отметил такие мелочи, как наличие акведука, т. е., то что вы, может, и не заметите, но без чего не может существовать нормальный город), почитайте, какую работу проделывал звукорежиссер, чтобы наложить правильный звук шагов в зависимости от покрытия пола и отделки комнаты. Оцените, как тренировались конные бои. Да, это мелочи. Но именно эти мелочи говорят о том, как люди вкладывались в свое дело. Это не попытка выехать на старых успехах, как в случае с Домом Дракона, где всё держится на любви к первым сезонам Игры Престолов. И не бездарное творение, спустя рукава, в надежде, что прокатит, как в случае с Ведьмаком. Остается только гадать, что получилось бы, будь у создателей Этерны доступ к таким же бюджетам. На сегодняшний день серьезной проблемой отечественного кинематографа является предвзятость зрителя. После обзоров BadComedian и пр. мы привыкли только ругать наши фильмы и перестаем хвалить их за хорошие моменты. А сдвиги в этом направлении есть. И здесь ведь как с ребенком: если вы будете только ругать его и пропускать мимо хорошие вещи, он никогда ничему хорошему не научиться. Поэтому я призываю всех дать Этерне шанс.
Цветущих вишен густая тень
Неразличимы и ночь, и день,
Я не сказал всё, что хотел,
Кончен запас чернил!
Следом за Вами лететь вперед
Время жестоко, но хоть не врет:
Короток век мелочных дел и человечьих сил...