Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ. Вильде Р.Ф. (1868-1938). Агитационный фарфор, и не только.

"Хотелось бы всех поимённо назвать..." Рудольф Фёдорович (Теодорович) Вильде - выходец из балтийских немцев. Уроженец Митавы - столицы Курлянской губернии Российской империи (ныне г. Елгава, Латвия). По окончании митавской гимназии учился в рисовальной мастерской при Прохоровской мануфактуре в Москве. Затем (в 1884-1889) обучался в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Продолжил обучение в Германии, Франции, Италии. Показал себя художником-декоратором высочайшей пробы, настоящим профессионалом. Его приглашали расписывать интерьеры (особняк С.П. Елисеева на Мойке), проектировать обои, делать рисунки тканей, эскизы мебели и пр. Опричь того, "для себя" он писал пейзажные композиции и натюрморты - часто не с натуры, а фантазийные, в чём можно заметить его внутреннюю тягу к орнаменталистике. Не забывал он и о саморекламе: экспонировался на выставках Общества русских акварелистов (1902, 1903, 1905), Blanc et noir (1903) и пр.
С 1905 года раб

"Хотелось бы всех поимённо назвать..."

Рудольф Фёдорович (Теодорович) Вильде - выходец из балтийских немцев. Уроженец Митавы - столицы Курлянской губернии Российской империи (ныне г. Елгава, Латвия). По окончании митавской гимназии учился в рисовальной мастерской при Прохоровской мануфактуре в Москве. Затем (в 1884-1889) обучался в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Продолжил обучение в Германии, Франции, Италии. Показал себя художником-декоратором высочайшей пробы, настоящим профессионалом. Его приглашали расписывать интерьеры (особняк С.П. Елисеева на Мойке), проектировать обои, делать рисунки тканей, эскизы мебели и пр. Опричь того, "для себя" он писал пейзажные композиции и натюрморты - часто не с натуры, а фантазийные, в чём можно заметить его внутреннюю тягу к орнаменталистике. Не забывал он и о саморекламе: экспонировался на выставках Общества русских акварелистов (1902, 1903, 1905), Blanc et noir (1903) и пр.

С 1905 года работал на Фарфоровом заводе художником-композитором, но уже в 1906-м он возглавляет живописную и шлифовальную мастерские (палаты) императорских Фарфорового и Стеклянного заводов (ИФиСЗ - после слияния Фарфорового и Стеклянного заводов в 1890-м году), делает эскизы для многочисленных предметов из стекла, и орнаменты для росписи фарфора.

Каким представляется вам обыкновенный немец-бюргер второй половины XIX-го и начала XX-го веков? Среднего роста, средних лет, крепкий, возможно, коренастый, самодовольный, упитанный, идеально выбритый, с короткой стрижкой и пышными усами, в костюме-тройке и шляпе-котелке, который, сверив время, аккуратно закрывает крышечку часов, и оправляет их в специальный кармашек жилетки. Вот таким он и был, о чём говорит следующее фото.

Вильде справа. Единственное фото с Р.Ф. Вильде, обнаруженное в интернете. Различные источники датируют его кто 1913-м, кто 1914-м годом. Несомненно одно - фото сделано в живописной мастерской Фарфорового завода, которой Вильде заведовал. Фото явно постановочное - иначе что там делать руководителю в такой странной позе? - стоять цербером над своими подчинёнными, мешая тем работать?
Вильде справа. Единственное фото с Р.Ф. Вильде, обнаруженное в интернете. Различные источники датируют его кто 1913-м, кто 1914-м годом. Несомненно одно - фото сделано в живописной мастерской Фарфорового завода, которой Вильде заведовал. Фото явно постановочное - иначе что там делать руководителю в такой странной позе? - стоять цербером над своими подчинёнными, мешая тем работать?

В эстетике 1905-й год обозначает самый пик раннего МОДЕРНА, и как раз в такой стилистике по его эскизам производятся изделия на Фарфоровом и Стеклянном заводах.

Фарфоровый и Стеклянный заводы при последнем императоре неофициально курировала супруга Николая II Александра Фёдоровна, которая модерн (не говоря уже о более радикальных течениях в искусстве) не понимала и не принимала, и требовала хотя бы для себя что-то более привычное и "классическое", поэтому в десятые годы XX-го столетия на Фарфоровом заводе подстраиваются под консервативные вкусы императрицы, и возвращаются к уютному КЛАССИЦИЗМУ и к немного чопорному АМПИРУ... Формы и росписи кажутся абсолютно современными, какие мы можем видеть во множестве наборов, предлагаемых потребителю на рынке посуды и сегодня. Большая война в Европе или уже началась, или вот-вот начнётся... Ни император, ни императрица не представляют, что их вскоре ждёт отречение, арест, ссылка и расстрел вместе с наследником и дочерьми. Свиту и прочую камарилью, толпящуюся у трона в надежде на подачки с царского стола - в лучшем случае ждёт иммиграция. Страну - частичная оккупация, развал и Гражданская война с морями крови, разруха и долгое тяжёлое восстановление (не без приключений)...

В начале XX-го веке на Фарфоровом заводе продолжают славную традицию выпуска подарочных (памятных) "военных" тарелок, которые на заводе выпускали практически весь XIX-й век. Их дарили заслуженным офицерам конкретного полка при их выходе в отставку. Для таких тарелок Вильде придумал отдельные декоры борта - с гербом и листьями (из Золотой серии).

Ещё пример консервативности в эстетике - Пасхальное фарфоровое яйцо.

Императорский фарфоровый завод ежегодно изготавливал пасхальные яйца для Высочайшего поднесения членам императорской семьи к празднику Пасхи. В XIX в. сложились определенные традиции росписи пасхальных яиц. Основными типами декора являлись религиозная живопись, цветочная и орнаментальная роспись, вензеля царствующих монархов. Итак, яйцо пасхальное с надписью: "Себя не жалея питает" и копией картины Т.А. Неффа "Христос, благославляющий детей и пеликана с птенцами".  Автор живописного оригинала: Нефф Тимофей Андреевич. 1804-1876; Автор эскиза: Красновский, Пётр Иванович (?) (рельефный декор). 1871-после 1917; Автор эскиза: Вильде, Рудольф Фёдорович (обортная сторона с изображением пеликана). 1868-1938; Исполнитель росписи: Скворцов, Алексей Александрович (?). 1891-1977.  Резьба, крытьё надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Размеры: 13,3х10,5 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-И-2107. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Императорский фарфоровый завод ежегодно изготавливал пасхальные яйца для Высочайшего поднесения членам императорской семьи к празднику Пасхи. В XIX в. сложились определенные традиции росписи пасхальных яиц. Основными типами декора являлись религиозная живопись, цветочная и орнаментальная роспись, вензеля царствующих монархов. Итак, яйцо пасхальное с надписью: "Себя не жалея питает" и копией картины Т.А. Неффа "Христос, благославляющий детей и пеликана с птенцами". Автор живописного оригинала: Нефф Тимофей Андреевич. 1804-1876; Автор эскиза: Красновский, Пётр Иванович (?) (рельефный декор). 1871-после 1917; Автор эскиза: Вильде, Рудольф Фёдорович (обортная сторона с изображением пеликана). 1868-1938; Исполнитель росписи: Скворцов, Алексей Александрович (?). 1891-1977. Резьба, крытьё надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Размеры: 13,3х10,5 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-И-2107. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Когда летом 1917-го года новое революционное Временное правительство не выделило Стеклянному заводу Петрограда средств на отопление печей, оно подписало этим ему смертный приговор. Старейшее стекольное производство России прекратило своё существование. На Фарфоровом же заводе вышли из положения за счёт того, что на складах накопилось много белья (т.е. выпущенной ранее готовой к росписи глазурованной посуды), были в наличие краски и эмали, а также штат готовых работников высокой квалификации. Фарфоровый завод оказался мощным предприятием, готовым пережить политические передряги исключительно за счёт собственных запасов, штата профессионалов и сильной инерции производства. Но для того, чтобы фарфоровый завод заработал с новой силой, нужна была концепция прорыва.

И она появилась. Предложил её Сергей Васильевич Чехонин - известнейший мастер книжной графики. На должность он был выдвинут организацией под названием Наркомпрос. Позже (в 1923-м году) С.В. Чехонин об этом периоде своей жизни вспомнит, и создаст новую форму (фасон) для чайно-кофейного сервиза под названием "Наркомпрос". В 1918-м году он набрал в штат новых художников - авангардистов, чьи устремлениями были отражение бытия сегодняшнего дня и пропаганда Новой жизни. Так родилось такое интереснейшее явлении в фарфоре, как АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР. Вильде в 1918-м году исполнилось 50 лет (а такой возраст предполагает естественное тяготение к консерватизму), но он был профессионалом, продолжал заведовать живописной мастерской завода, и с лёгкостью освоил стиль, предложенный С.В. Чехониным. В следующей галерее смотрим работы АВАНГАРДА от Р.Ф. Вильде...

В следующей галерее представлены другие работы, выполненные либо непосредственно Р.Ф. Вильде, либо по его эскизами другими художниками Фарфорового завода...

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже работы Вильде отмечены золотой медалью...

Одна из тем, которая была востребована в СССР периода Индустриализации - это тема покорения Севера. У Вильде она воплощена в блюде "Красин" от 1928-го года...

Блюдо "Красин". ГФЗ, 1928. Автор композиции Вильде Р.Ф. Исполнитель Скворцов  А.А. Роспись надглазурная полихромная. Размеры: 4,7*34,2 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2847. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Блюдо "Красин". ГФЗ, 1928. Автор композиции Вильде Р.Ф. Исполнитель Скворцов А.А. Роспись надглазурная полихромная. Размеры: 4,7*34,2 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2847. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Раздуваемая сверху органами ОГПУ-НКВД шпиономания и поиск чуть ли не под кроватью у каждого первого жителя страны врагов народа, троцкистов, диверсантов и вредителей привела в закономерному результату: люди были уверены, что внутри страны притаились тысячи и тысячи вражин, которых надо выявлять и "сдавать органам". После прихода к власти в Германии Гитлера (1933-й год) уже одна немецкая фамилия могла послужить поводом для подозрений. Над Рудольфом Фёдоровичем стали сгущаться тучи. Думаю, он был вполне здравомыслящим человеком, и задолго до 1937-го года догадался, к чему всё катится, и если его арестуют и обвинят не знамо в чём, то никакие прежние заслуги, ни почтенный возраст не помогут. К 1936-му году он отчаянно искал выход, и казалось, нашёл его. Государственная машина всегда работает так, что сначала делаются самые простые вещи. Если, например, надо найти человека, то вначале приходят к нему по адресу, если человек по прежнему адресу не проживает, его формально объявляют в розыск, который может продолжаться десятилетиями. Выписаться с прежнего адреса, уехать, пусть и под своим именем в медвежий угол, глушь, чтобы там отсидеться, переждав тяжёлые времена - этот способ ухода от пристального внимания властей знали даже уголовники. Рудольф Фёдорович попытался совершить такой же трюк: он уволился с ГФЗ (тогда уже ЛФЗ) и уехал в Новгород Великий. Устроился работать на фабрику "Пролетарий" (бывшую "Бронницы" кластера И.Е. Кузнецова). Но Рудольф Фёдорович плохо разбирался в Советской судебной системе. Тогда Новгород входил в Ленинградскую область, и значит, искать его, в случае надобности, будут прежде всего в Ленинграде и области. Он устроился работать по профилю, на фарфоровое предприятие, а не сторожем в деревенский дом культуры (а правильней было бы просто снять угол или комнату, и вообще никуда не устраиваться). Да и фамилия Вильде не сильно распространённая... Каждая из этих маленьких ошибок стоила ему жизни. 1 февраля 1938 года Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР он был арестован, 14 апреля 1938-го года приговорен по ст. 58-2-6-11 (организация вооружённого восстания, участие в вооружённом восстании, шпионаж) к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 30 апреля 1938-го года... Осенью 1938-го года Рудольфу Фёдоровичу исполнилось бы 70 лет (юбилей).

Тут я сделаю маленькое отступление. Кто читал мои статьи, тот уже наслышан о моих разных троюродных тётках. Все эти истории - не выдумка. Ещё одна моя троюродная тётка, Эльза Арнольдовна Баум, в 1938-м году таким же образом потеряла отца, директора лампового завода в Ленинграде. За иностранные имя, фамилию и отчество - Арнольд Теодорович Баум. Ему тоже вменили 58-ю статью.

Предлагаю также вашему вниманию вазу с фантастическими пейзажами, исполненную в технике подглазурной росписи, тяготеющей к стилю АР-ДЕКО, а также многочисленные эскизы, которые остались на Фарфоровом заводе, затем были переданы в музей завода, а в 2002-м году перекочевали в Эрмитаж.

Ваза с пейзажем. ГФЗ, 1928. Автор композиции Вильде Рудольф Фёдорович (1868-1938). Исполнитель росписи Большаков Андрей Фёдорович (1886-1954). Роспись подглазурная полихромная. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-481. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Ваза с пейзажем. ГФЗ, 1928. Автор композиции Вильде Рудольф Фёдорович (1868-1938). Исполнитель росписи Большаков Андрей Фёдорович (1886-1954). Роспись подглазурная полихромная. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-481. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Кроме Эрмитажа, предметы, созданные Рудольфом Фёдоровичем Вильде, хранятся ныне в Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном музее керамики, ГМЗ "Останкино и Кусково" и пр.

Зимой сезона 2018-2019 гг. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга прошла большая выставка работ Р.Ф. Вильде из цикла "Поднесение к Рождеству". Фото с выставки, как и фото демонстрируемых там работ прилагаются...

Тогда же вышел и подарочный альбом, посвящённый творчеству Вильде.

Ну а под ажиотаж и рекордные суммы за фарфор с его композициями не заставили себя ждать. Новость от 2020-го года.

Коллаж из новостей от 2020-го года. На аукционе Кристи - ажиотаж...
Коллаж из новостей от 2020-го года. На аукционе Кристи - ажиотаж...

На этом - всё. Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Ещё одно фото Р.Ф. Вильде было обнаружено мной в интернете во время поиска материала для статьи об Андрее Фёдоровиче Большакове (см. здесь https://dzen.ru/a/ZEoLKy2uZFF8QgSt). Там же (в статье по ссылке) это фото и размещено. Для тех читателей, кому лень переходить по ссылкам, размещаю фото здесь...

-17

Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация на Дзене пока просто смешная. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!

Музеи
137 тыс интересуются