Найти тему
Искусство уже в пути

Homesick

Ещё одна мааааленькая рубрика - "Кино&Co".

Тут я сохраняю свои мысли об особо "зацепивших" меня фильмах, да и не только фильмах, но и компьютерных играх, и книгах...

Я, естественно, говорю о своих впечатлениях и находках. А бывает и так, что авторы могли иметь в виду одно, но их творения оказались способными вместить иные и, порой, большие смыслы. Эти-то - даже не преднамеренные и обнаруживаемые сквозь систему моего мировоззрения - смыслы из кино, литературы и игр я и рассказываю здесь. Вдруг кому-то понравится, и он порадуется находкам "пира смыслового" вместе со мной? 😜

...

Сегодня - день компьютерной игры.

Конечно, в ней нет какого-либо чёткого указания на христианские идеи, но я, со своим мировоззрением, нашла в ней нечто родное, весьма близкое им.

Моё прочтение может показаться вам натянутым, но, правда, я искренне почувствовала эту игру именно так, как описываю ниже.

Итак, игра 2015 года - "Homesick".

(Сразу предупреждаю, что мой разбор будет интересен, скорее всего, тем, кто в неё играл, так как я не буду в подробностях описывать геймплей).

Свет-свет.
Свет-свет.

Краткий сюжет: мы просыпаемся в некоем ветхом многоэтажном здании и должны найти путь наружу. Из примечательных моментов: мы не можем подойти к окнам из-за слепящего света, а также периодически засыпаем и переживаем некие "кошмары", когда за окнами - чернющая темнота, и, как только мы останавливаемся, нас окружают темные сочащиеся пятна. Только во время "кошмара" можно продвигаться в новую локацию. Главный интерес игры-бродилки: что же случилось с главным героем, и почему он здесь?

Скорее, "Тоскующий по дому", это даже не игра, а эдакое притчеподобное повествование. Как минимум, это не тот жанр, где герой физически пытается выбраться из руин, и цель, соответственно, в преодолении препятствий, как, скажем, в survival'е. В какой-то момент мы играем на пианино, хотя это объективно никак не помогает запустить лифты. Мы поливаем цветы, странные голубые цветы, будто родом из детства, и они вырастают из пола у нас на глазах. Наконец, сам финал - это явно не просто про выход из заброшенного здания.

Там - музыка...
Там - музыка...

Итак, что можно сказать в плане толкования игры (в плане графики, музыки и пр. всё ок)? С одной стороны, есть реальные события, очевидная канва про некий исследовательский институт, где судя по всему, доисследовались. Цветы, растущие прямо из камня здания, похоже, одно из последствий (прочитано в одной из книжек-записок, попадающихся на нашем пути). Есть и другие моменты, поддерживающие эту реальную канву: то, что мы увидим в зеркале в конце игры, опять же подкреплённое записками, да и само жуткое здание, собственно.

С другой стороны, чувствуется явный перевес в сторону личной истории безымянного героя (в центре внимания не столько путь по этажам, сколько цветы, пианино, детский рисунок...). Причём истории, скорее, не физических приключений, а чего-то вроде путешествия души, "я" человека - где? - по дороге воспоминаний (события в, скажем так, "ночное", или "кошмарное" время - воспоминания о дне катастрофы, видимо) о реально произошедшем когда-то событии? В игре есть моменты, которые, как мне кажется, говорят в пользу этой гипотезы, потому что никак не увязываются с нормальным физически-реальным ходом вещей. Так, почему герой не может пользоваться топором днём и прорубает себе путь только в состоянии "кошмара"? Почему лепестки цветов летят в сторону очередной кровати, где герой уснёт и, пройдя очередной "кошмар", сделает ещё шаг навстречу выходу. Выходу.

Пусть прольется дождь, и взойдёт дерево.
Пусть прольется дождь, и взойдёт дерево.

Кстати, выходу куда? Первое, что удивляет, когда оказываешься на улице в конце этой небольшой истории - это сплошной белый свет, никаких намёков на окружающий пейзаж. Второе, что удивляет, это сам этот свет: раньше мы видели его в окнах в "дневное" время, и герой не мог и близко подойти к нему. В конце, герой стоит на улице во время "кошмара", когда за окнами раньше была тьма, но теперь там, снаружи, свет. И он не ослепляет героя. Да и была та тьма в окнах - настоящей? Не всё ли время за пределами здания ждал свет? Когда будете на улице, загляните внутрь здания через парадный вход: вы увидите эти чёрные текучие пятна. Они там, внутри. Только внутри здания. Ещё одна любопытная деталь: оказавшись на улице, герой не может никуда пойти, он упирается в свет, как в стену. Зачем? Чтобы вернуться в ставшую видимой туалетную комнату и взглянуть на себя в зеркало. И окончательно вспомнить, и принять произошедшее с ним (болезнь можно было заметить ещё раньше по тёмным пятнам, остающимся на лежанках после того, как там поспал герой).

А произошло всё, видимо, давно. Об этом говорят не только устрашающе-разрушенный вид здания (одни чёрные, будто обгоревшие окна чего стоят). Сам герой, согласно запискам, должен был впасть в кому после катастрофы. Но ни один человек не проживёт в коме без питания. В здании же давно никто не живёт. Следовательно, раз прошла уйма времени, а герой ходит... то живой ли он человек? Это тоже та деталь, что выбивается, на мой взгляд, из строго реалистического прочтения смысла происходящего в игре.

Итак, мне кажется, игру можно понять следующим образом: некто (всякий человек, "я"?) бродит по зданию (мир или, скорее, сама душа, внутренний мир человека, где живёт "я"), которое полуразрушено, и сам человек болен (утрата рая, грехопадение в христианстве, которое понимается как самовольное отпадение от Божественного источника жизни, что вызвало повреждение мира и человека (его внутреннего мира, в частности)). При этом человек пытается найти выход, постоянно нося с собой обрывок рисунка с изображением семьи (Тоска по ДОМУ, поиск истины, возвращение в рай, которое понимается как обретение былой семьи, судя по той детской картинке). Но свет (Божественное?) ослепляет его больные глаза (кстати, если всё-таки ухитриться сбоку подойти днём к окну, то можно увидеть за балконом одно лишь небо до самого низа = персонаж находится в Небе?), да и сам герой забыл, кто он, он даже не видит своего тела до того, как взглянул в зеркало(!), не помнит букв, т.е. не понимает болезненности своего состояния. Почти всё вспомнив, он уже может выйти из здания и встретить свет без боли, но осталось последнее – взглянуть на себя и понять всё до конца. И только вспомнив всё, поняв причины, он может, наконец, оставить болезнь и попасть в Цветущий Мир...

-4