23 марта 2023 года/
Центральный стадион СССР имени И.В.Сталина вместимостью 140 000 зрителей проектировался в начале 1930-х годов. Начавшаяся война помешала завершить строительство и позднее главный стадион страны возвели не в Измайлово, а в Лужниках. Сейчас ФОП «Измайлово» – самая необычная футбольная арена с артиллерией вокруг поля и самолётом на трибуне. Здесь проводит домашние матчи команда «Спортакадемклуб».
На плане Москвы 1838 года точнёхонько на месте футбольного поля располагаются плантации плодовых деревьев, кустарников, декоративных растений - это царь Алексей Михайлович увлекался подсобным хозяйством, выписывал лучших садовников из других городов, отправлял стрельцов в экспедиции за семенами и саженцами. Сад севернее пруда назывался Виноградным и предназначался не только для сельскохозяйственных экспериментов, но и для отдыха царской фамилии и приближённых. Позднее здесь устроили увеселительный воксал для гуляний, танцев и маскарадов. К советскому периоду истории от затей минувших эпох остался большой пустырь на окраине села Измайлово, пригодный для строительства стадиона.
Журнал «Строительство Москвы» посвятил созданию Всесоюзного физкультурного комбината в Сталинском районе несколько больших статей. В 1931 году журналисты ознакомили читателей с зарубежным опытом строительства Берлинского форум-стадиона, спортпарка в Кёльне, стадиона для студенческих корпораций в Калифорнии, «бэзбольного» стадиона в Нью-Йорке. Советский «физкультурный комбинат» должен был превзойти все зарубежные аналоги: на площади в 125 гектаров предлагалось спроектировать основное спортивное ядро на 120 000 нумерованных сидячих и 50 000 стоячих мест, стадион для лёгкой атлетики и военизированных видов спорта с велотреком, ипподром и мототрек, водно-лыжную станцию, дворец физкультуры с театром, музеями и бассейном, детский стадион, учебные корпуса Академии физкультуры, посадочную площадку для самолётов и ещё много чего. Громадьё планов, конечно, впечатляет, но не хватает пристани для океанских пароходов, тридцатитрёхэтажного дворца шахматной мысли имени Остапа Бендера и переименования Измайлово в Нью-Васюки.
Идея возведения стадиона для всех известных видов спорта только на первый взгляд вызывает иронию, ведь в стране большевиков слова не расходились с делом. Уже в 1932 году редакция «Строительства Москвы» опубликовала первые конкурсные работы, представленные как студенческими коллективами, так и мастерами, такими как Николай Колли и создатели «Динамо» Аркадий Лангман и Лазарь Чериковер. По этим проектам монументальное основное ядро Всесоюзного физкультурного комбината предназначалось не только для спортивных состязаний, но и для митингов, демонстраций, музыкальных олимпиад, военных парадов и других массовых событий.
Для проезда зрителей и участников в Измайлово предлагалось использовать Московскую Окружную железную дорогу, проложить новые трамвайные и автобусные маршруты, а также «линию быстроходного трамвая тяжёлого типа - тип загородных щупалец метрополитена - на самостоятельном полотне с провозной способностью до 35 000 пассажиров в час». Конкурсанты не оставили без внимания Измайловский остров, на котором вместо исторических строений мог появиться Дворец физкультуры или водно-лыжная станция. Сроки проектирования и строительства сильно поджимали, ведь «ЦИК Союза ССР уже принял постановление о проведении в 1933 году в Москве Мировой спартакиады как праздника окончания первой пятилетки».
Что-то пошло не так, дата проведения мирового спортивного форума отодвинулась на неопределённый срок и архитектор Николай Колли, назначенный руководителем проекта Центрального стадиона СССР, написал в 1933 году программную статью: «Под строительство стадиона отведен участок в Измайловском Зверинце в 300 га, включая находящийся на территории кольцевой пруд. Центральный стадион предназначается: 1) для проведения всесоюзных, республиканских, областных и городских массовых, культурно-политических, революционных праздников, физкультурных действий, шествий и т.п. 2) для научно-исследовательской и методической работы по вопросам физкультурного движения и подготовки кадров. 3) для активного отдыха трудящихся. 4) для подготовки бойцов в целях повышения обороноспособности Советского Союза. Основным входом на территорию Стадиона является южный вход со стороны Измайловского П. К. и О. Аллея имеет 100 м ширины и декорирована зелеными насаждениями, фонтанами и скульптурой. Другой вход на стадион расположен со стороны Стромынского шоссе».
Николай Колли увеличил вместимость основного ядра до 140 000 нумерованных мест, главной трибуной стала Западная. В непосредственной близости должен был расположиться открытый плавательный бассейн и зона для военной работы - с парашютными вышками, конюшней, полем для показа моторизованных вооружений Красной Армии. Остальные виды спорта рассредотачивались в городках по всей обширной территории.
Узким местом проекта оставалась транспортная доступность, про которую Колли написал: «Самым трудным является эвакуация зрителей по окончании состязания, т.к. процесс посадки публики на транспорт (автобус, метро, трамвай) не может длиться более одного часа. Час — это предел. Должны быть приняты самые срочные меры к тому, чтобы не позднее осени 1934 года продлить Мясницкий радиус метро до стадиона». Потомкам известно, что первая очередь метрополитена введена в строй в мае 1935 года, а «Мясницкий радиус» (то есть Сокольническая линия) дотянулся сюда лишь в 1990 году с открытием станции «Черкизовская».
А вот станция Арбатско-Покровской линии «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» открылась в 1944 году и была готова принять увеличенный пассажиропоток - не случайно на ней предусмотрен третий дополнительный рельсовый путь. В проектных эскизах оформление станции было связано с физкультурой и спортом. Кстати, эта станция вроде бы является рекордсменом по переименованиям, она успела побывать «Измайловской», «Измайловским парком», а сейчас называется «Партизанской».
Вероятно, все строительные и людские ресурсы были брошены на Дворец Советов и в 1938-1940-х годах журнал «Строительство Москвы» сообщал лишь, что стадион будет введён в эксплуатацию в ближайшие годы, напоминал, что «Центральный стадион включает все виды сухопутного и водного спорта» и вновь заострял внимание на измайловских транспортных проблемах. Такова вкратце довоенная эпопея строительства главного стадиона СССР, зафиксированная в прессе. Недостроенная бетонная громадина привлекала кинематографистов, здесь снимались фильмы «Они шли на восток» (1964) и «Спорт, спорт, спорт» (1970).
Стадион имени Сталина так и не открылся, но в семидесятые в Измайлово построили комплекс зданий Института физкультуры, для нужд которого по проекту Бориса Иофана в 1979 году реконструировали поросшую мхом бетонную десятитысячную трибуну, оборудовали футбольное поле и легкоатлетические сектора. На стадионе проводились футбольные матчи, концерты, занятия по военной подготовке, заезды автогонщиков, на пустыре по пересечённой местности соревновались мотоциклисты, во время Олимпиады-80 в окрестностях расположилась огромная автостоянка автобусов для гостей Олимпийских игр, а в девяностые годы вокруг раскинулся оптово-розничный рынок, ставший широко известным как «Черкизон».
Смотрите старые фотографии. Строевая подготовка. 1959-1961 гг.:
Трибуны стадиона Измайлово до реконструкции. 1969 год:
Стадион Измайлово. 1986 год:
Здание с колоннадой построено в 1936 году, относилось к инфраструктуре стадиона, а в наши дни почти со всех сторон упаковано в сайдинг.
Международный концерт «Миру-мир». 1987 год:
В качестве памятников на территории стадиона ФОП «Измайлово» установлены противотанковая пушка ЗиС-3, чехословацкий самолёт Аэро Л-29 «Дельфин», 85-мм противотанковые пушки Д-48, боевая машина пехоты БМП-1, бронетранспортер БТР-60ПБ и танк Т-10М.
Идём болеть за футбольную команду «Спортакадемклуб».
Хотите верьте, хотите нет, но у стадиона есть и альтернативная история, которой поделился Владимир Лукин, консультант проекта «Победа.doc»:
«Во время Великой Отечественной войны Московский метрополитен стал массовым бомбоубежищем во время налётов вражеской авиации, а для высокопоставленных лиц были оборудованы обособленные защитные сооружения, например, запасной командный пункт Верховного главнокомандующего Красной Армией на окраине Измайловского лесопарка.
Строительство гиганта-стадиона ориентировочно на 120 000 зрителей с парашютными вышками, комплексом водных видов спорта на прудах, взлётно-посадочной полосой для малых спортивных самолётов скрывало масштабные подземные работы. Местоположение выбрано не случайно – рядом проходила Московская Окружная железная дорога, а в непосредственной близости располагается шоссе, ведущее к военным аэродромам. Сюда пришла ветка метро, соединившая дачу Сталина в Кунцево, Кремль и Измайлово. Нынешняя станция метро «Партизанская» получила свое название не просто так: в годы войны здесь находился штаб партизанского движения, школа СМЕРШ и другие объекты. В те времена парк Измайлово был закрытой режимной территорией. Секретность и маскировка сыграли свою роль, и немецкие бомбардировщики этот район игнорировали.
К 1939 году стройка стадиона приостановилась, но сталинский блок уже был возведён: круглый зал заседаний, кабинет, спальня, столовая, комната врача, комната офицеров связи и помещения служб обеспечения. Это лишь верхушка айсберга: ниже разместилось основное пространство защитного сооружения площадью 140 000 квадратных метров с личной охраной Сталина и 150 танками с запасом топлива и боеприпасов. Бункер находится почти на поверхности земли, но по исходному плану над ним должна была вырасти трибуна третьего яруса высотой в 50 метров, которая защищала бы сталинский блок. Стены бункера толщиной в три метра выложены из природного камня и бетона. В годы войны объект обслуживало порядка 2000 человек, включая танковые экипажи, они входили и выходили на объект далеко за его пределами. Из бункера предусмотрена подземная автомобильная дорога длиной 17 километров, ведущая в центр города. Считается, что Сталин всего дважды посещал это место».
Загадки истории всегда вызывают любопытство горожан и неудивительно, что в 1996 году в подтрибунном помещении стадиона с одобрения тогдашнего Министра обороны Игоря Родионова открылась музейная экспозиция, представляющая образцы экипировки разных родов войск, живописные батальные полотна и другие артефакты. Создание военно-исторических музеев можно только приветствовать, но в этом случае нет ни характерных признаков защитного сооружения гражданской обороны, ни документального подтверждения его военного назначения. По опубликованным чертежам планировки стадиона 1939 года можно предположить, что здесь проектировался вестибюль входа в правительственную ложу.
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #измайлово #стадион