После окончательного крещения германских народов, а также обращения в ислам стран Азии, только славянские земли в Европе оставались языческими. Они находились между двумя равновеликими цивилизациями, каждая из которых старалась приучить людей, что человеческая жизнь дороже, чем удар меча.
Однако, на людей другой веры это не распространялось. И славянские страны на много столетий стали для востока и запада главным источником рабов. Даже после весьма поверхностной христианизации Киев и Прага на очень долгое время стали главными центрами мировой работорговли.
Поскольку иудеи были немало уважаемы в мире ислама, а отношение христиан к ним было достаточно веротерпимым, в раннее средневековье и на его исходе именно дети Сиона стали народом, который обеспечивал торговые связи Европы и Азии. Не обошли своим вниманием они и Чехию, которая была крупным перевалочным пунктом международной торговли во все времена.
О наличии в Праге небольшой общины сообщает испанский еврей Ибрахим ибн Якуб, который побывал там в 965-м году. И с тех пор она никогда не переставала надолго существовать, несмотря на богатую историю погромов, изгнаний, нацистского и, частично, коммунистического антисемитизма.
Первыми чешскими евреями были евреи хазарские, которые пришли в Восточную Европу из Персии. Со временем они заговорили, как на родном, на славянском языке. У них появился даже собственный диалект, который распадался на еврейско-древнерусский и еврейско-чешский. Первый исчез с монгольским нашествием, второй – после наплыва из Германии евреев-ашкеназов в течение позднего средневековья.
Как и во всех католических странах, в чешской монархии дети Сиона считались чем-то вроде личной собственности короля и одним из главных источников его дохода. Поэтому независимые чешские монархи строго блюли свою выгоду и защищали этот народ от серьезных притеснений, а первый погром тут случился уже после начала крестового похода в 1096-м году. Поскольку немецкие княжества отличались противоположной политикой, пришлые германоговорящие ашкеназы постепенно заместили и ассимилировали местных славяноязычных евреев в 14-15-х веках.
После вхождения Чехии в состав Священной римской империи ситуация не изменилась коренным образом. Славяне, видимо, отличались антисемитизмом в меньшей степени, чем германцы. А потому изгнания пражских евреев начались только при Габсбургах в 1542-м и 1561-м годах. Но дети Сиона всегда возвращались.
Более того, 16-18-й века можно считать золотой эрой чешского еврейства. Несмотря на определенные притеснения, евреи в начале 18-го столетия составляли четверть жителей чешской столицы. То есть, их было больше, чем в любом другом месте в мире. К ним добавились даже евреи-сефарды, которые были изгнаны из Испании Португалии. Поэтому известная еврейская фамилия Рапопорт, имея сефардское происхождение, со временем стала полностью ашкеназской. В переводе она означает «раввин Рапа из города Порту», то есть его потомок.
В конце 16-го и начале 17-го столетия здесь жил известный талмудист и религиозный авторитет ашкеназов Махараль из Праги – тот самый, кому легенда приписывает создание глиняного истукана – голема, который ожил и защищал еврейский народ от погромов. Говорят, его осколки (голема, не Махараля) можно найти на чердаке старой синагоги Праги. А что касается самого мудреца, то он нашел вечный покой на местной еврейском кладбище, вероятно, древнейшем в Европе. Камни с именами и датами, которые стоят на нем, вместе с почвой «поплыли» с течением времени.
В 16-м же столетии пражские евреи постепенно переселились в закрытом стенами гетто – во многом, по собственной воле, дабы избежать негативного внимания христиан. Правда, в отличие от многих других католических городов, здесь жили достаточно обеспеченные люди. К тому же, закон не запрещал пристройки сбоку дополнительных зданий, чего нельзя сказать о Риме, Венеции и Франкфурте. То есть, не было характерной для других гетто скученности.
Золотой век чешских евреев закончился в эпоху австрийской императрицы Марии Терезии, современницы нашей Екатерины Великой. Тем не менее, их положение было улучшено при следующих государях. Но не настолько, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Вскоре после революции 1848-го года стены Пражского гетто были снесены, но его жители с перепугу построили стихийные баррикады. Хорошо, что жители города воздержались от грабежей.
На рубеже 19-20-х столетий большинство евреев Чехии говорили на идише или на правильном немецком. Те, кто не был исключительно религиозен, обычно считали себя немцами. В качестве примера можно привести известного писателя Кафку. Но после получения независимости с окончанием Первой мировой войны столица и центр страны испытали приток сельских евреев из периферии – из Моравии, Словакии, Богемии. С того времени большинство евреев этой страны говорило по-чешски. Этому способствовала равноудаленная от религиозных и национальных вопросов политика президента Масарика.
После немецкой оккупации чешские евреи либо бежали, либо были депортированы в «показательный» лагерь Терезиенштадт, куда даже допускались представители Красного креста. Поэтому не всех их до конца войны успели отправить на небо. Из примерно 120-ти тысяч в 1939-м году, в 1945-м в живых осталось около 36-ти тысяч человек. Правда, большинство спаслись все-таки из-за своевременной эмиграции.
Лишь малая часть из них решила вернуться в страну, и в результате современная еврейская община Чехии состоит из всего-то 2-х тысяч человек.