Найти тему

Что известно о громком уголовном деле подозреваемой в хищении 19 миллионов рублей министра архитектуры Натальи Ибрагимовой

Оглавление
    Плитку в саду Шевченко еле-еле успели уложить в срок. Фото - соцсети министра
Плитку в саду Шевченко еле-еле успели уложить в срок. Фото - соцсети министра

Еще месяц министр архитектуры Оренбуржья Наталья Ибрагимова будет находиться под запретом определенных действий. Последнее решение суда оставило в силе меру пресечения чиновнице, которую подозревают в хищении 19 миллионов бюджетных рублей на программах благоустройства. С чего все началось и как сейчас развивается дело?

Обсуждали благоустройство на пикнике

Когда-то в далеком 2017 году оренбургская общественность собралась на пикнике. Тогда в стране стартовал федеральный проект «Комфортная городская среда» и воодушевленные чиновники и обнадеженные горожане обсуждали, каким красивым теперь станет город с помощью целевых расходов на благоустройство дворов и общественных пространств.

Модератором площадки тогда был еще действующий мэр Оренбурга Евгений Арапов, а всем ныне известная Наталья Ибрагимова, тогда еще заместитель проектного бюро «Архитек» скромно рассказывала про планируемую реконструкцию набережной Урала - первого проекта по федеральной программе. Сколько тогда было планов, надежд и радужных для города перспектив! И как все изменилось за пять лет...

Евгений Арапов уже выслушал приговор суда за коррупцию, уже и отсидел и недавно вышел по УДО. Наталья Ибрагимова сейчас под следствием.

Набережная может представлять опасность
Набережная может представлять опасность

Первые обыски у нее дома прошли еще в конце 2021 года. Тогда прокуратура подала в суд на ООО «Атлас» и АНО «Центр развития архитектуры», учредителем второй организации было только что созданное министерство архитектуры во главе с Ибрагимовой. А первая выполняла огромное количество разного рода концепций, мастер-планов, дизайн-кодов и прочих сильно дорогих проектов, но выполняла только на бумаге.

На 150 миллионов рублей эти организации сделали дизайн-проекты по благоустройству общественных пространств в Соль-Илецке, Бузулуке, Бугуруслане и Новотроицке. Согласитесь, сумма солидная, если учесть, что на само благоустройство двух площадок в Новотроицке ушло всего 20 миллионов рублей в 2022 году. То есть нарисовать красивую картинку оказывается дороже, чем воплотить в жизнь?

По этому факту возбудили уголовное дело. Сначала иск подала прокуратура, потом начались следственные действия. Задержали руководителя АНО при министерстве архитектуры Владимира Андрющенко, который как раз последний контракт заключил в обход конкурсных процедур, а стоимость самих работ была сильно завышена. Ни больше, ни меньше, на 98 миллионов бюджетных рублей.

Вместе выкладывали плитку

Андрющенко обвиняли в злоупотреблении полномочиями. Расследованием занимались в УМВД региона. Тогда Наталья Ибрагимова, по сути учредитель вороватого АНО, проходила по делу свидетелем. С Андрющенко, однако, работать они не перестали. На многочисленных фото в аккаунте министра они вместе инспектируют ход благоустройства.

На одном из кадров министр живописно демонстрирует, как укладывать плитку в саду Шевченко в Орске. Удивительно, но строителям мастер-класс не помог. В срок с ней они не уложились еле-еле сделали к Новому году. Насколько качественно, наступившая весна покажет.

Впрочем, задержка в благоустройстве произошла не только по вине подрядчика. Он был вынуждены на ходу менять объем работ, так как министерство архитектуры вносило изменения в заранее согласованные планы. И это далеко не самая спорная инициатива министерства.

Чего стоит соль-илецкий «арбундинг», за 4 миллиона рублей? - решетчатая полубашня, которая просто уродует одну из главных улиц курорта. Настолько, что жители Соль-Илецка решили писать петицию о том, чтобы ее убрали с глаз долой. Один вопрос - кто вернет деньги?

На 4 миллиона можно ведь что-то более полезное и функциональное построить, что точно заработает, а не будет портить общее впечатление. Арбундинг должен был выдавать арбузы или сок, как вендинговый аппарат, но опять же, только в дорогущих бумажных планах министерства архитектуры.

Арбундинг люди требуют убрать
Арбундинг люди требуют убрать

Вишенкой, а точнее, главным ингредиентом, портящим весь «торт» стала многострадальная набережная. Да, та самая, про которую еще в 2017-м рассказывали на пикнике. Почти миллиард вбуханных рублей оброс исками и протестами прокуратуры. Одна из последних проверок показала, что новый спуск к Уралу может быть опасен, так как нет заключения технадзора об использовании «мансуровского гранита». Он, вполне вероятно, утяжелил конструкцию и спуск может рухнуть. Администрации города поступило предписание принять меры.

Теперь-то она уже заказала инструментальное исследование спуска. Но опять же - за чей счет? Работать без предварительного обследования - стилистика команды Ибрагимовой. Проектировщик четвертого этапа реконструкции набережной - компания «Архитек» - тоже не провела положенные проектно-изыскательные работы. Но тут уже сама ответила рублем, заплатив штраф в 4 миллиона.

С новыми силами за работу

К Наталье Ибрагимовой силовики пришли домой в ноябре прошлого года. По одной из версий, все по тому же делу о незаконном использовании бюджетных средств на проектирование. Статьи, по которым проходит Ибрагимова, уже подозреваемой - «мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере». Речь идет о махинация на сумму порядка 19 миллионов рублей.

Это лишь один эпизод. Расследованием занимаются в ОБЭП УМВД региона. Подробности дела не раскрываются из соображений безопасности. Надо учитывать и статус обвиняемой. Когда полицейские нагрянули к чиновнице домой, ее помощница в бане сжигала документы, которые, как потом скажут в полиции, могут иметь отношение к расследованию. Странно, с чего вдруг в полной темноте, да еще и помощница, а не хозяйка или хозяин дома, решила истопить баню бумагами?

-4

Суд отправил министра под домашний арест. Но не смотря на это, с работы ее не уволили. Губернатор Денис Паслер подписал заявление об отпуске без содержания и несколько раз продлял его. Даже никто из замов не был назначен на этот период исполняющим обязанности. Хотя, у министерства архитектуры, через которое проходит огромное количество денег из федерального и регионального бюджетов, каждый проект благоустройства в регионе, надо полагать, ответственности немало.

Наталья Ибрагимова была под домашним арестом четыре месяца. После суд смягчил меру пресечения на запрет определенных действий. Наталье Ибрагимовой до 21 апреля нельзя выходить общаться с лицами, которые проходят по уголовному делу свидетелями и потерпевшими, нельзя говорить по телефону и общаться по интернету об обстоятельствах уголовного дела, кроме как со следователем и своим адвокатом. А также ей нельзя получать почтово-телеграфные отправления.

Все это не мешает ей приступить к своим профессиональным обязанностям, так что она уже вышла на работу. Обязанностей у нового министерства тоже все прибавляется и прибавляется. Теперь уже оно распоряжается землей в Оренбурге, наружной рекламой и нестационарными торговыми объектами.

Что, по сути противоречит закону о местном самоуправлении, ведь муниципалитет самостоятельно должен владеть, распоряжаться и пользоваться тем, что находится в его собственности. Как можно быть хозяином, если земля тебе не принадлежит? И как можно передать ее тому, кто уже показал бесхозяйственное отношение к делу?

Автор: Юлия ДУБЕНКО