До благословенного правления сёгуната Токугава Япония воевала много, с азартом и огоньком. Огоньком обычно подпаливали города и села враждебного даймё, а с азартом рубили головы всем, кто неправильно понимает бусидо. На полях многочисленных сражений примерно с VIII века господствовали тяжеловооруженные всадники, будущие самураи, военно-дворянское служилое сословие. Но в войнах участвовала и многочисленная пехота, которую перед войной вербовали из крестьян за право поучаствовать в грабеже побежденных. Их задачи на поле боя часто ограничивались сжиганием деревень противника, грабежом, да сбором голов поверженных господином врагов.
Попытка императора Тенму (673-86) создать регулярную армию из пехотинцев, опору императора и трона, провалилась, развитие шло ровно в противоположном направлении. Это было время феодальной конницы.
Массовый призыв крестьян в ополчение имел место и в периоды монгольских нашествий 1274 и 1281 годов. Пехота в то время, как и в Европе, была малоценным расходным материалом.
«Восточные воины наводнили соседние провинции, разыскивая пехотинцев, бежавших с поля боя. Повсюду катились головы, обнаженные клинки приходилось постоянно обтирать от крови». Хроника Азума Кагами, 1221 год
Некоторым пехотинцам везло, они могли попасть в оруженосцы (уход за лошадьми, оружием, переноска грузов, сбор голов врагов на поле боя) или генины (могли участвовать в бою и дослужиться до самурая). Но основная масса появлялась на поле боя с целью поправить свое материальное положение грабежом, мародерством и трофеями. Дисциплина, выучка и верность этой категории солдат хромали на обе ноги. Они быстро собирались на зов, но также быстро разбегались, когда наниматель проигрывал. Жалованья им, естественно, не полагалось.
Вооружены эти воины были кто во что горазд и что смогли найти на полях сражений.
Героические саги о подвигах самураев про этих солдат не упоминают, они присутствуют лишь на иллюстрациях, в качестве фона. Но не всегда.
В "Хеидзи Моногатари Эмаки" пехотинцы изображены как грубые, косматые персонажи с длинной растительностью на лице. Пока самураи благородно демонстрируют искусство стрельбы из лука с седла и личные единоборства, пехота жгет дома, грабит и убивает обывателей.
Кстати, на изображениях этого периода пехота воюет без штанов.
В конце XIV века в источниках впервые упоминаются асигару, как организованная пехота. Асигару ( 足軽, «легконогие», то есть «не прикрытые доспехами»).
В «Тайхэйки» ( Повесть о Великом мире, японский исторический феодальный эпос) обычных пеших лучников называют сясю-но асигару (лучниками-асигару). Из 3000 человек, сражавшихся на стороне Кусуноки Масацура в битве при Сидзё-Наватэ в 1348 году, 800 из них были легкими лучниками.
В XV веке во время войны Онин (1467— 1477) «асигару» уже упоминаются очень часто, а в период Сэнгоку ( «Эпоха воюющих провинций», со второй половины XV до начала XVII века) полководцы начинают обращать на них внимание, с целью повысить надежность, выучку и улучшить вооружение. Значение пехоты в этот период возрастает и прежняя вольница и слабость солдат становятся неуместны.
Само слово «асигару» («легкая нога») намекало на отсутствие у них доспехов, обуви и даже оружия, пока они сами себе не найдут это на поле боя. Бедные и безземельные крестьяне присоединялись к войскам удачливых самураев, чтобы грабежом повысить свои доходы, затем большинство из них дезертировало с награбленным. Переход на сторону противника также не был чем-то неприемлемым.
Лишь часть оставалась надолго, с надеждой подняться на этом социальном лифте или награбить еще больше. Полководцев это уже не устраивало-им нужна была верная, стойкая, обученная и хорошо вооруженная пехота. Асигару стали набирать в основном в своих владениях, обучали и даже обеспечивали казенными доспехами( на которых крупно был нарисован иероглиф владельца. Эта практика получила название окаси-гусоку («доспехи взаймы»).
В XVI веке сложилась уникальная ситуация. Формально Японией правил император, действиями императора управляли сёгуны рода Асигага. При этом многие провинции фактически стали самостоятельными. А указания последнему 15-му сёгуну Асикага Ёсиаки давал мелкий самурай, в ходе феодальных войн добившийся власти почти над всей Японией, Ода Нобунага. Сёгуну положение начинки в бутерброде или передаточной инстанции не устроило, он ушел в отказ и был свергнут.
Объединителями страны стали Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1536-1598). Это стоило многочисленных войн с самостийными феодалами. Войны в основном шли в горах, в связи с чем японская армия освоила новую тактику стрельбы. Если раньше высшей доблестью самурая было умение прицельно стрелять из лука, то тут эффективнее оказалось применять навесную залповую стрельбу по площадям. Этот прием и освоили отряды асигару.
Военное искусство также эволюционировало от искусства индивидуальных поединков самураев до умения иметь и грамотно управлять большими отрядами асигару. Особенно ярко это проявилось в битве при Нагасино в 1575 году. Армия Нобунаги была атакована сильной конницей самураев из клана Такеда. Набунаги за легкой изгородью выстроил в три ряда асигару с аркебузами.
Во время атаки дисциплинированные асигару не разбежались, а повинуясь командам своих командиров рядами по очереди разряжали свои аркебузы в скачущих на них всадников, пока не расстроили их боевые порядки. Затем уже по нападавшим ударила самурайская конница Нобунаги. 8 часов битвы привели к разгрому противника.
В итоге, асигару, как и самураи, стали полноправными частями регулярной армии.
Основу экипировки асигару составляли доспехи окаси-гусоку («доспехи взаймы»), простые, массовые и недорогие. Их на время службы предоставлял даймё. Многие доспехи сохранились до сих пор. Они состоят из панциря (до) с набедренником (кусазу-ри) и простого шлема (дзингаса). Практически на все окаси-гусоку наносили упрощенное изображение герба («мон») даймё или соответствующий иероглиф. Этот символ иногда дублировался на флажке (сасимоно), закрепленном на спине асигару. У некоторых даймё (например, из клана Ии из Хико-нэ), асигару щеголяли в доспехах одного цвета, как в униформе.
Асигару использовали разнообразное основное оружие – лук, аркебузу, копьё, катану. Обычно абсолютное большинство составляли копейщики. Копьё асигару первоначально в длину было таким же, как у самураев – чуть больше трёх метров. Со второй половины XVI века его длина стала расти. В приказах упоминается требуемая длина копьев из бамбука или дерева не менее двух кенов (чуть более 3,5 метров). Асигару клана Такэда сражались копьями длиной 4,8 метра, а в армии Нобунага Ода предпочитали копья длиной примерно 5,5 метров.
Если небольшими копьями асигару-пикинёры могли вести индивидуальные поединки, то с увеличением длины древка стали преобладать построения в три шеренги, как у европейских коллег.
С XVI века изменилось и вооружение. Если самураи во время войны Темпей (1180-1185) основным своим оружием считали лук, то в 1530 году они в основном используют копья. Роль стрелков, причем для стрельбы по площадям, перешла к асигару. Лук, кстати, японцы использовали большой ростовой, но простой, сложный появился уже в XVI веке.
В 1543 году португальцы познакомили японцев с аркебузами. При этом подготовка хорошего лучника занимала годы, аркебузиров было научить гораздо проще.
Затем конструкция аркебузы была усовершенствована, был добавлен пружинный спусковой крючок и разработаны смеси, которыми пропитывали фитиль для стрельбы в дождь.
Если во время первого вторжения в Корею 1592 года соотношение аркебузиров и лучников было 2:1, то во время второго в 1597 году— уже 4:1. Соотношение аркебузиров и лучников постепенно меняется в пользу огнестрела, до 6 к 1.
Асигару использовали тактику залпового огня по вражеским войскам. С развитием огнестрельного оружия (аркебузы танегасима и т.д.) в Японии со второй половины XVI века были созданы пулестойкие латы, в частности окэгава-до ("кираса-бочка") из спаянных пластин. Дешёвые и прочные окэгава-до стали стандартным доспехом для большинства асигару.
Перезарядка аркебузы Теппо занимала в бою порядка 20 секунд, на это время аркебузиров прикрывали более скорострельные лучники. На 5 аркебузиров приходился 1 лучник, на отряд -6.
Длинный лук юми кроме более высокой скорострельности и вторичных боеприпасов, преимуществ не имел, его прицельная дальность в 30-80 метров легко перекрывалась аркебузами, уверенно бьющими на 100 метров. На 50 метрах пуля пробивала стандартный доспех пехоты (эквивалент 1 мм стали).
В середине XVI века меняется и тактика. Почетные места в первой линии боевого строя теперь занимают асигару-аркебузиры. Раньше там стояли только самураи. К концу века это построение стало уже обычным. Стандартная тактика асигару в бою-залп аркебузиров, во время перезарядки стреляли лучники. Как только ряды противника были нарушены, аркебузиры отходили и в атаку шли пикинеры. Добивала врагов самурайская конница.
Такие масштабные изменения породили волну критики со стороны блюстителей самурайских понятий. По их словам вместо сражении благородных воинов теперь повсюду практикуется «война асигару».
Часть асигару служила помощниками самураев, в качестве оруженосцев и носильщиков. В бою они обязаны были прикрыть хозяина собой. Асигару также были знаменосцами и сигнальщиками, саперами при осаде замков, гребцами и матросами на флоте.
Источником пополнения рядов асигару были не только бедные крестьяне. В эпоху Токугава уже каждый пятый японский мужчина был самураем. Естественно, большая их часть была бедна как церковные мыши и кроме меча и родовой чести практически не имела ничего больше. Более того, так называемые дзи-самураи буквально разрывались между войной и земледелием. Земли у них было мало, да и на ту охотились крупные даймё. Поэтому дзи-самураю иногда проще было переселиться в казарму на казенный счет. Обычно их карьера начиналась в асигару. Аналог наших однодворцев.
Призыв в ряды асигару мирных крестьян выглядел согласно имеющимся документам так (указ даймё Удзимаса Ходзё о мобилизации 1560 года) :
«Все мужчины в возрасте от 15 до 70 лет должны зарегистрироваться до 20 дня этого месяца у моего заместителя в Кацукуи. Прибывшие должны иметь при себе аркебузу, копьё или другое оружие. В противном случае они рискуют попасть в затруднительное положение»…
«Мобилизации подлежат все мужчины призывного возраста, включая также дрессировщиков обезьян и буддийских монахов»…
«Мужчины должны являться на регистрацию в полном боевом облачении. Те, кто не имеет копья или лука, должны быть вооружены хотя бы мотыгой или серпом»…
«В случае, если выяснится, что хотя бы один уклонился от службы, этот человек, вне зависимости от его положения, будет обезглавлен»…
«Это предписание обязательно для всех. Тот, кто проявит себя на службе и докажет верность своему господину, получит разумное вознаграждение».
Но долго держать такое ополчение на службе не мог ни один даймё, без рабочих рук загибалась экономика. А так как японские крестьяне до 1580 года имели право на свой "Юрьев день", на переход к другому землевладельцу, сильно напрягать крестьян было опасно. Уйдут и все.
С другой стороны, Японии известны и способы решения проблемы, если воевать надо регулярно. Так, крестьяне Мототика Тёсокабэ, по какой-то причине, расслабиться мирным трудом права не имели. Тогда они стали с собой на полевые работы брать оружие и доспехи, в межу втыкали копье, на него вешали доспехи. За несколько минут землепашец превращался в опытного солдата. В итоге Тёсокабэ захватил весь остров Сикоку.
Таким образом, в Японии сложилась ситуация, когда воевать умело и могло (было оружие и доспехи) практически все мужское население. В отличие от средневековой Европы, где войной занималось в основном военное сословие, дворяне.
Руководили отрядами асигару асигару-тайсё. На эту ответственную должность назначались только самые доверенные самураи даймё. Ибо асигару-это не только важная часть армии, но и рабочий потенциал княжества.
Самым мелким подразделением, до 30 человек, командовал асигару-ко-касир (лейтенант), до пяти лейтенантов было в подчинении асигару-касира (капитан). Обычно это был потолок карьеры для смышленого и храброго крестьянина.
Но бывали и исключения. Хидэёси Тоётоми, сын асигару, который служил у Нобухидэ Ода. Отец по ранению вернулся к землепашеству, а сын, став асигару у Набунаге Ода, сделал головокружительную карьеру. За засллуги он был произведен в самураи, после смерти главы клана Ода Тоётоми возглавил клан, а к концу XVI века фактически стал единоличным правителем объединённой Японии. Тоётоми реально нашел в своей солдатской котомке корону.
Но достигнув вершины с самых низов, Хидэёси Тоётоми убрал за собой лестницу. Он объявил «Эдикт о разделении», запретив переход самураев в крестьяне и крестьян в иные сословия. Простолюдинам запрещалось вообще иметь оружие ( после столетия Смутного времени оно, разумеется, было у каждого). Наказание было жестким.
«Если закон будет нарушен, а нарушитель избежит наказания, следует схватить и обезглавить трёх других человек…»
«Обладание ненужными орудиями [войны] затрудняет сбор налогов и пошлин и способствует зарождению бунтов…»
Асигару, которые на момент вступления этого закона в силу находились на военной службе, больше уже не могли вернуться к крестьянской жизни, а крестьяне больше не могли сходить в армию пограбить или повысить статус. Его преемник Иэясу Токугава, став сёгуном, признал за асигару все самурайские привилегии, завершив формирование сословий. Асигару теперь стали низшим уровнем самураев и частью профессиональной армии.
В 1649 году был опубликован и "устав" для них-книга «Солдатские истории» Набуоки Мацудайра с практическими советами по применению пехотинцев асигару в бою.
Каждый фермер в целом также был воином, пока Хидэёси не конфисковал оружие в ходе общенациональной «охоты за мечами» в 1588 году. Каждый асигару получил свои первые уроки менталитета войны от бива-хоси. С другой стороны, декламации «Повести о доме Тайра» также пропагандировали гражданские добродетели: верность, стойкость в невзгодах и гордость за семейную честь.Carl Steenstrup
Наступивший в эпоху Токугава долгий мир привел к постоянному сокращению асигару. К 1649 году относят их полное исчезновение. Возрождение пехотинцев-асигару произошло в нестабильный период перед реставрацией Мэйдзи.
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам