Пишу, как проходила моя служба в Группе Советских Войск в Германии. Этот момент моей службы вполне можно назвать самым интересным за всю службу. Думаю у большинства военнослужащих, служба в западных группах связана именно с самыми приятными воспоминаниями. И это не потому, что это была заграница, хотя и это тоже. Просто в то время, там, в армии, было все то, советское и настоящее, что должно было быть во всем Союзе. Если бы это успело распространиться на всю ту страну, то, я думаю, мы бы и сейчас продолжали развиваться в той формации.
Да в ГСВГ в армии все было как того требовали все боевые и военные документы и законы. Ну, за исключением, как и везде, «человеческого фактора». Это я делаю небольшое отступление на возможные комментарии. Не первая моя статья и уже привык, что добавляют дегтя. Дорогие друзья, пишите, что считаете нужным, обиды держать ни на кого не буду. Всем надо, когда то высказать свое, и с души уходит, что тянет. Это нормально.
Прибыл в ГСВГ из Бел ВО, весною 1987 года. И должен был пробыть пять лет, т. к. был женат, но детей еще не было. Холостым, в то время отмерялось три года службы за границей. Может, кто знает почему. Я этим вопросом не задавался. Это было мое третье место службы: Ульяновск (училище), Печи (Борисов Белоруссия) и Форст Цина (рядом с Ютербогом). Вначале я был один, что бы вызвать жену нужно было получить место где жить с семьей.
Это были самые интересные и, наверное, плодотворные годы. Служба проходила интересно. В ГСВГ стояли самые подготовленные и обеспеченные воинские части. Не буду вдаваться в количество военнослужащих и техники. Части были все полностью укомплектованные личным составом и техникой и боеприпасами. Занятия проводились согласно программам боевой подготовки, в полном объеме. Проверки были то же в большом количестве. Все военнослужащие обязаны были блюсти высокие моральный дух советского человека и выучку. Это я как бы уже слишком высоко взял. Но каждый старался, по мере своих сил. Ну, собственно и воздавалось по заслугам. По заслугам и за хорошие дела и «по заслугам» за противоположные дела. Конечно все мы люди-человеки. Меркантильность ни у кого не отнять. И попользоваться , чего у нас в стране не было, никто такой возможности не упускал. Это я о том, что и служили в большинстве, как надо и отдыхали, по возможности, что бы было, что вспомнить. Хорошие и интересные времена были. Вообще, в загранкомандировки всегда много желающих было, в то время. Ну, да, был тогда «занавес железный». Но, что-то он сильно не давил. Интересно было в ГДР, а потом и ФРГ (немного захватил). Но все равно у немцев свой менталитет. Не очень хотелось от туда уезжать, но при этом хотелось, что бы там было так как привык жить в своей стране и свой с детства заложенный менталитет. У них свои нравы, свои порядки, обычаи. Не наше было не советское, а мне советское нравилось больше. У них даже водка была разных градусов, от двадцати с небольшим, до тридцати с небольшим, и очень отвратительная. Но могла быть разных цветов (просто красители) или какие-нибудь серебряжки или золотяжки плавали мелкие и бутылки с причудами (у нас тогда стандартные еще были в стране). Семечки щелкать или воблу с пивом кушать немцы не понимали. Зато мы тогда не понимали как в их гаштетах (пивнушках по нашему) водку пивом «закусывать», от них и пошло. В пиве немцы толк понимают, как и в сосисках.
Продолжаю про службу. После Белорусского округа сильной разницы в частях я не заметил. Все таки БелВО на территории Союза был самый продвинутый. Наверное, разница в ГСВГ была в том, что очень много было вольнонаемных. И еще, главное, что много боевой техники стояло на хранении с полным боезапасом. Контролировалось и содержалось все это очень серьезно. Помню, танки делились на три группы: учебная, учебно-боевая и боевая. Не буду про это, это чисто специфическое деление в каждом роде и виде войск.
Форст Цина, 118 отдельный учебный танковый полк, в.ч. 93266, это место моей службы в восточной Германии. ГСВГ из-за своего статуса получала самое новое вооружение, которое практически сходило с конвейера. В нашем танковом полу на вооружение были все три основные советские танка: Т-64, Т-72 и Т-80. В полку было три учебных батальона, как и в Белоруссии (откуда я прибыл) по подготовке экипажей танков, по три роты в каждом. Я, как и раньше был определен на подготовку механиков-водителей. В то время 64-ку т 72-ку сильно не отождествляли, для подготовки солдат. Хотя они сильно отличаются друг от друга. Для командира танка практически без разницы, как и наводчику (за исключением автомат заряжания и механизм заряжания пушки). Готовили мы механиков-водителей на 72-ку, но использовались и 64-ки. Вождение на обоих объектах одинаковое, только 64-ка ползет, А 72-ка едет, разница в лошадиных силах двигателей небольшая, но на практике очень заметная. Не будем здесь разбирать оппозитный двигатель и V-образный, и подсоединение АКБ (12 В и 24 В). Кто знает, то знает. А вот на 80-ку в нашем полку готовили мало механиков. Даже не помню в какой роте и сколько человек. Но раз они в полку были, значит готовили. Явно, кто то прочитает статью и это знает. Пишите, напомните мне. Но 80-ка это уже другой объект для механика. И отбирали туда посмышленей парней. Вообще 80-ка очень капризная машина по сравнению с практически «неубиваемыми» Т-64 и Т-72. Только эти танки сейчас принадлежат по производству к разным странам и проверяются на пригодность к боевым действиям. Так вот про 80-ку, с ее вертолетным двигателем. Двигатель очень мощный, но прожорливый и требовательный, что бы не щелкать одним местом. Бестолковый механик-водитель угробит этот дорогостоящий агрегат – на раз-два. Зато в опытных руках этот танк просто красавец. На большой скорости, если идет на вас, может подойти очень близко практически незаметно, если не пылит. Но если он развернется кормой на близком расстоянии - берегите уши, можете друг на другу орать, все равно ничего не услышите. Двигатель слышно на километры. Скорость 80-ки под 80 км.ч. (по характеристика поменьше). Неоднократно опытные прапорщики инструкторы, соревновались в скорости со скорыми поездами. У этой танковой учебки было два танкодрома, которые Оба! располагались воль ж/д полотна железной дороги Лейпциг – Берлин. По этой дороге ходили и ходят скорые поезда. Соответственно мы с танкодрома и немцы с поезда наблюдали эти «дуэли». 80-ка, с опытным механиком на большой скорости «идет» очень красиво, особенно по кочкам. Она не клюет как обычные танки, корма у нее всегда ниже корпуса и она очень элегантно прыгает и при этом пыль отстает от танка. И развивает очень приличную визуальную скорость. Короче, очень красиво смотрится этот танк на фоне скоростного пассажирского поезда, и зевак там полные окна.
Эти два танкодрома вдоль скоростной железки, были созданы, против всех законов по мерам безопасности. Перемещение танков на второй танкодром проводилось по двум виадука, вернее по второму дальнему (ближний был уже к этому не пригоден). Конечно, ночью были нарушения. Вождения на них проводились в паре сотен метром от железной дороги. Как всегда на «русское авось». Правда, этот авось долго не проявлялся. Об этом в следующий раз. Оборудованы они были хорошо, все препятствия и маршруты согласно курса вождения (КВБМ СВ-86). Восстанавливались постоянно и после каждого вождений и по регламенту. Цемент, железо, сварка и прочее в то время на востановление было завались и ни чего не жалелось. Востановление препятствий и сдача танкодрома, была целая эпопея. И , бывало, затягивалось в ночь., пока не сдашь не уйдешь.
Так все и было в ГСВГ. Когда я туда прибыл, все было как должно. И это была на самом деле сильная армия и сильная держава.
Вообще очень много положительных эмоциональных моментов осталось в памяти, которые были за время службы в Германии Я имею в виду именно не военного а личного характера, это времяпровождение с друзьями сослуживцами посещение немецких городков, посещение Берлина. Ну, и много-много что было интересного за этот период службы. Осталось много приятных воспоминаний и фотографий. У меня родились в Германии две дочки обе получили место рождения Потсдам. Жена успела поработать у немцев, познакомились с парой немецких семей, неплохо проводили с ними время. Через них вызывали в Германию сестру жены. Отношения немцев к нашим людям было не одинаковое. Не очень хорошее было тех кто жил недалеко от воинских частей, те же кто жили далеко от воинских частей и западные немцы (после объединения Германий) положительно относились к нашим людям. Те кто около частей жили «иногда» сталкивались с мелким воровством, ну и бытовым хамством. Не буду об этом, не сильно это имело места быть.
Помню командир моей учебной роты прибыл как и я, в то же время, и еще два командира взвода, итого нас было четверо вновь прибывших. Старожилом роты был зампотех роты, замполит и старшина (который уже послужил в Германии в другой части) . Еще два командира взвода прибыли на год раньше. И командир роты решил «спаять» коллектив нашего подразделения. Предложил съездить в зоопарк Лейпцига. Была у него такая мечта побывать там. Кто то рассказывал ему, что там очень интересно посмотреть обезьян. Ну и поехали мы впятером с роты (четыре командира взвода из пяти и командир роты), и еще с нами поехал начальник штаба батальона (тоже недавно приехал). Вроде, мы ездили на неделе, потому, что в Лейпцигском зоопарке, помню, было мало людей. Сам зоопарк очень приличный, особенно много обезьян, и содержались очень хорошо.
«Спаялись» (тут лучше другое слово не подобрать) очень хорошо. Передвигаться по Германии нашим людям никто не запрещал, ловили только свои патрули. В Лейпциге вроде только бывал патруль на вокзале (не помню точно), поэтому и поехали в Лейпциг. Сначала гуляли, вернее «начали» в самом городе. Попробовали немецкое пиво с традиционными немецкими сосисками, может чего еще пробовали (давно было, память не помнит). У меня был фотоаппарат, остались фотки. В зоопарке очень понравились вольеры с обезьянами. В этом зоопарке обезьянам очень много внимания и они отлично содержатся. Орангутаны за бронированным стеклом – это что то с чем то. Мы уже были сподобны им когда их навестили. Я, наверное, первый раз увидел живого «кинконга» в нескольких экземплярах. Сначала человекообразные обезьяны не обращали на нас внимания и занимались своим. Не помню, кого первого это «завело». Из охраны, там была одна женщина, где то на входе. Нашему командиру роты очень хотелось посмотреть «в живую», как человекообразный обезьян стучит себя по груди и орет выпятив губы. Вы знаете, нам это удалось. Эти человекообразные стучали себя не только по груди. Но один, самый большой стал долбить стекло. Прибежала эта охранница, что то верещала, потом убежала за подмогой. Мы немного пришли в себя, казалось, что он пробьет стекло. Он стоял на задних лапах (ногах) и огромнейшими руками долбил стекло. Мы конечно, спешно покинули зоопарк. Я такого больше не видел, было жутковато. Дальше мы опять «гуляли» по Лейпцигу и вернулись на вокзал. Все таки наш патруль, нас где то выловил, но без меня. Я прождал в электричке (когда возвращались) пока освободится мужская комната. Короче, проехал я свою станцию. Поезд был скорый и довез меня до Берлина (ст. Зеленый Берлин). Приехал я туда поздно и на обратную электричку опоздал. Помню, торчал там до 5-ти утра, до первой электрички. Когда добрался до част, увидел, что все на плацу (в смысле весь полк), не помню почему, но по нам то же. Один из «наших» вернувшихся (командир взвода), был в части (оказалось был самый хитрый), остальных четверых потов «вернули» с гауптвахты. Сначала была у всех мысль, что загранкомандировка закончилась (не прошло и пары месяцев). Но нас помиловали, явно что бы не раздувать. Так прошло становление коллектива роты. Но осадка и обид ни у кого не осталось, наоборот куча эмоций.
На этом первую часть статьи завершаю. Делитесь своими положительными моментами. В следующей части продолжу про свою службу в Германии, но уже немного в другом ракурсе. Жду комментарии.