Вы знали, что знаменитый советский актёр Николай Олялин, создавший незабываемый образ «коллективного советского воина» в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» и многих других фильмах, изначально считал себя актером комедийным? Да и в жизни был «комиком». Но никогда не жалел о том, что львиная доля его и ролей – солдаты. Слишком трепетно он относился к памяти о войне.
«Не досталось им даже по пуле…»
Николай родился за месяц до начала войны в вологодской деревеньке. Осознал себя уже в послевоенном мире:
Может, стыдно в таком признаваться, но мое поколение, 5-6-летние пацанята, видевшие, как возвращаются домой наши израненные солдаты, сами невольно чувствовали, что были участниками войны. Настолько сильно впечатляли нас воспоминания фронтовиков. А еще и играл все это в кино. Перед 9 мая я всегда смотрю военные фильмы и рыдаю.
Свою первую «солдатскую» роль Олялин сыграл еще в школе. Не потому что бредил театром. Просто юных актеров местного театра бесплатно пускали в кино, вот они с братом и ударились в творчество, чтоб в кино ходить "сколько хочешь". После школы отправился поступать в Ленинградское военное училище. По дороге передумал. Поступил в ЛГИТМиК. С первого раза.
Красноярская эпопея
Олялина хотел заполучить в свою труппу Ленинградский театр Комедии, но времена были строгие: весь курс распределили в только что построенный Красноярский ТЮЗ. А там отношения с режиссером у Николая не заладились – больно юноша был насмешлив и строптив. Вечно спорил, написал на худрука издевательскую эпиграмму… Разумеется, больших ролей не получал. Но и за счет маленьких ухитрился привлекать к себе внимание – о нем писали, как о лучшем комедийном актере Красноярска.
На киностудиях же, куда он разослал фото, оценили фактуру – открытое и волевое славянское лицо, статную фигуру. Олялин дебютировал в роли летчика в фильме «Дни лётные». Удачно. В адрес театра посыпались приглашения на пробы. Мстительный главреж какое-то время их игнорировал – уже позже Николай узнал, что мог бы сыграть в «Майоре Вихре», «Щите и мече», «Пути в Сатурн»…
С «Освобождением» повезло – телеграмм послали сразу две: в администрацию театра и самому актеру. Он получил свою первым. На роль капитана Цветаева утвержден был моментально. И сыграл ее настолько убедительно, что ветераны всерьез считали его своим боевым товарищем:
Году в 72-м, под 9 мая – тогда много ветеранов в Киев съезжались – идем мы с семьей к вокзалу, и вдруг седой человек с полным наградным иконостасом ко мне бросается, руку трясет: «Парень, родной… мы ж с тобой под Курском …» И плачет. Я, разумеется, тоже в слезы… И не один раз такое бывало…
«Комсомольская богиня»
В Красноярске Николай встретил свою судьбу. Девушка Нелли – второй секретарь комсомольского райкома – организовала какое-то мероприятие
Все было, как в мультиках рисуют: глаза встретились, и у меня челюсть на пол упала… Я сразу все понял. Думаю, мне очень в жизни повезло. На следующий день мы поженились. Вместе уже пятый десяток.
Всю жизнь, давая интервью, Николай Олялин не упускал случая объясниться в любви к жене. У них родилось двое детей: сын и дочь. Актерами не стали. Николай был этому рад:
Для нормальной семьи и одного актера больше, чем достаточно…
Мать городов русских
Снимаясь в «Освобождении» Олялин встретился с директором студии Довженко, который помнил его еще по «Дням лётным». Получил приглашение в штат. Много снимался. Не избежал извечной актерской беды – алкоголизма. Его чуть не уволили отовсюду в «волчьим билетом», но вступился тогдашний Первый секретарь Украинского ЦК Щербицкий:
Говорит: «А лечить вы Олялина не пробовали?» Прекрасно прошло лечение. 30 лет не пью
Он остался киевлянином до конца жизни. Искренне любил Украину, которую, впрочем, как всякий советский человек, от России не отделял. Уехал надолго только однажды – в середине 90-х:
Дома наступил кризис… Украинский министр культуры так и заявил: «У Новой Зеландии никакого кинематографа никогда не было, и спокойно себе без него существует». Поэтому я уехал в Россию в Вологду, основал там небольшую студию, снимал, как режиссер. Но средств не хватало...
Николай Олялин вернулся в Киев. Хотя жить продолжал в привычном для себя советском пространстве. Даже денег на операцию по аортокоронарному шунтированию дал ему тогдашний Главком ВВС России. Снимался он тоже только в российских фильмах, сохранявших традиции советского профессионализма и человечности. Был буквально нарасхват: сыграл в резонансном фильме П.Луцика «Окраина», обоих «Дозорах», втором «Бумере», двух достойных сериалах. О роликах социальной рекламы «Русский проект» вспоминал с нежностью:
Когда их начали крутить по ОРТ, люди улыбались мне на улице… Эти крошечные фильмы были как лучик надежды во мраке, куда мы скатились где-то уже к 94-му…
В целом же вектор развития постсоветского кино Олялина удручал:
Кино сейчас стало про деньги, никакого творчества и уж тем более искусства там нет. Только корыстные люди, громко называющие себя продюсерами. Главное для них – заработать. А любить кино – вовсе не нужно.
Николай Олялин в Киеве в 2009 от инфаркта за 5 лет до Майдана и последовавшего за ним безумия. Может, и слава богу. Ему, наверное, было бы невыносимо больно видеть, во что превращается страна, ставшая ему родной… Как вы думаете?