Биография Михаила Александровича (младшего брата Николая II) похожа на роман Джейн Остин и заслуживает отдельного рассказа. Сохранившийся дворец его имени настолько строг снаружи, как был роскошен внутри, и хранит историческую тайну: жил ли в нём Михаил Александрович даже один день.
Однако точно известно, что домовладение здесь появилось еще при Петре Великом, а в конце 18 - начале 19 веков домом по очереди владели великосветские женщины: сестра Платона Зубова (последнего фаворита Екатерины II) Ольга Жеребцова, фрейлина Татьяна Юсупова, имеретинская царица Анна Матвеевна...последней за долги пришлось продать дом казне и он стал казенным жильем для начальника Главного Морского Штаба Александра Сергеевича Меншикова. Здесь он жил и работал долгие 40 лет: с 1831 по 1870 годы.
Конечно, дом перестраивался не раз, был он перестроен и для четы Меншиковых по тогдашней моде и для удобства владельцев. Реализовал это архитектор В. А. Глинка. После смерти Александра Сергеевича дом унаследовал его сын - генерал Владимир Меншиков. При нём в 1870—1874 году здание вновь было перестроено. Архитектором выступил Рахау Карл Карлович, привнесший в облик дворца и интерьер модную эклектику. При достаточной сдержанности фасадов, внутри комнаты были убраны в стиле Людовика XV - помпезно, дорого, богато!
Наследники Владимира Александровича в 1896 году продали особняк Кабинету Его Императорского Величества. Так особняк стал дворцом: собственностью великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II. Для великого князя перестройку 1911 - 1913 годах проводил архитектор Мельцер Роберт Фридрих.
Здесь стоит упомянуть, что Михаил Александрович попал в опалу из-за своего морганатического брака с Натальей Шереметьевской, ведь брак был заключен вопреки данному Императору слову. И это целая романтическо-детективная история! Без лишних подробностей, запрещенный царем (и братом) брак был заключен в 1912 году в сербской православной церкви в Вене и дорога в Российскую Империю для супругов стала закрыта. Вернулся Михаил Александрович в 1914 году, чтобы отправится на фронт первой мировой войны, честь военного мундира была выше семейных распрей.
Возможно, в период до 1917 года сколько-то дней, недель или даже месяцев, семья Михаила Александровича провела в этом дворце, но никаких доказательств этому нет. Известно, что семья жила в доме в Гатчине.
Дворец на Английской набережной, в целом, сохранил меншиковскую планировку, но дополнялся декором и инженерными решениями в трендах своего времени.
Итак, пройдемте?
Беломраморная лестница появилась во дворце благодаря Карлу Карловичу Рахау: атланты, позолоченная лепнина, световой фонарь, шикарная люстра - все сохранилось до наших дней. Кроме только скульптуры, которая просится на постамент нижней площадки лестницы (вторая фото в галерее). Что украшало этот постамент неизвестно, посему полная свобода для нашей фантазии!
Петербург - последний из крупных электрифицированных городов Империи: первые стационарные электростанции здесь появились в 1897, в Москве такие станции строились с 1888. А все потому, что газовое лобби не дремало и не давало переоборудовать столицу!
Поэтому, световые фонари - признак своего времени. А первые электрические люстры в домах - признак тяжелого люкса. Часто шедевральные свечные люстры переоборудовались, стоило это словно покупка новой. Освещение парадной лестницы этого дворца красноречиво сообщает о статусе дома. Почти все люстры во дворце сохранились здесь со времен последних хозяев.
Каминный зал возможно служил так же кабинетом Михаила Александровича. Был массивно отделан ценными породами дерева не просто так. Переделкой дворца для великого князя в 1911 - 1913 годах занимался архитектор Мельцер, род которого владел крупнейшей в столице мебельной фабрикой и был поставщиком императорского двора.
Правда, однажды фабрика оскандалилась не на шутку, про этот случай я писала в статье про Таврический дворец. Но заслуги у фабрики тоже есть! Конструкторы фабрики проектировали встроенную и корпусную мебель, декор из ценных пород дерева для знатных домов, тогда как люди с меньшими возможностями тоже мечтали иметь предметы "как у царей". И были услышаны! Фабрика наладила серийное производство подобной мебели из более доступной древесины. Гарнитуры Мельцера до сих пор можно встретить в старых квартирах Петербурга и в объявлениях о продаже на Авито. Такая Икея своего времени.
Бильярдная примечательна эркером с перетянутым оригинальным диваном и выходом на балкон, через который можно удалиться в личным комнаты, если утомился от гостей.
Малая комната с эркером, возможно служила библиотекой - книжные шкафы все еще на месте. Александр Сергеевич Меншиков (начальник Главного Морского Штаба Российской Империи) использовал этот эркер как телевизор: здесь стояла подзорная труба и можно было наблюдать за активной навигацией на Неве. Всякий раз, делая перерыв в работе (его кабинет впереди), он шёл сюда, чтобы "перезагрузиться".
Картинную галерею украшали портреты рода Меншиковых, после смены владельца - Романовых. Портреты последних теперь висят в Эрмитаже в галерее Романовых. Сейчас украшена стендами рассказывающих историю настоящих квартирантов - Всероссийского общества глухих. Общество было основано благодаря Марии Федоровне, супруге Павла I, и функционирует до сих пор. Дворец Михаила Александровича был отдан обществу в 1922 и его парадная часть является Домом культуры, а дворовые флигели - административными.
Небольшой, проходной сейчас, угловой интерьер при Меншиковых служил будуаром Натальи Сергеевны. Редкий камин из красной яшмы отапливал помещение, где принимались самые близкие.
Самое большое помещение дворца в разные годы имело разные функции: кабинет Александра Сергеевича Меншикова, бальный зал, театральный зал. Декор интерьера весь состоит из морских символов: потолок поддерживают атланты с рыбьими хвостами, ростры и морские ветры украшают колонны и стены. А все потому, что декор создавался для кабинета начальника Главного Морского Штаба. Позднее помещение изменило свое назначение и стало бальным залом. Для этого были организованы хоры для оркестра. Театральным он стал в бытность Советской власти: для развлечения товарищей была выстроена сцена.
На этом парадные интерьеры дворца заканчиваются, но есть интересные детали. Например, вдруг во дворце в стиле рококо появляется зеркало в выраженном стиле модерн.
Дворец был оснащен инновационными инженерными решениями: отопление, водопровод уже не удивляли, а вот лифт - да! Кабина лифта с модерновым декором и механизм сохранились, но лифт не функционирует.
Лифт находится на непарадной лестнице, которая тоже является произведением архитектурной мысли: изящные мраморные пролеты и большие, будто даже радиусные окна делают пространство полным воздуха.
Таким образом, и это интересно, оказывается, что во дворце было 2 входа, которыми пользовались хозяева: с Английской набережной и с Галерной улицы. В одном здании две лестницы будто из разных эпох: насыщенная парадная лестница в стиле рококо и легкая летящая лестница в стиле модерн.
Сравним? Вам какая эпоха импонирует больше?
Для того, чтобы попасть во дворец с Галерной улицы, нужно было проехать через облицованную глянцевой плиткой арку во внутренний двор, где было организовано освещение большими кованными фонарями. Кстати, в этот двор открыт доступ, адрес: Галерная 55.
Конечно, дворец выглядит погрустневшим, ведь финансов поддерживать такой объект в идеальном состоянии у Всероссийского общества глухих нет, но видно, что за домом ухаживают и берегут. К сожалению, сейчас за дворец идет судебная тяжба с Правительством Санкт-Петербурга: Смольный планирует выставить на продажу особняк, чтобы "получать доходы с памятника архитектуры регионального значения". Поэтому вполне возможно, что совсем скоро дворец будет переделан под офисы или гостиницу и станет недоступен.
Торопитесь изучать Петербург!
Ваш гид
Боброва Анастасия.