Найти тему
Консервный нож

Политическая эмиграция и отголоски красного смеха

За прошедший год мы успели привыкнуть, принять то, что ранее казалось нам попросту немыслимым. В том числе – перестали удивляться, когда популярные «либеральные» СМИ или оппозиционные деятели, оказавшись в эмиграции, открыто поддерживают идею государственного переворота, гражданской войны и раздела России. Образованные, как будто неглупые и в общем-то симпатичные люди сидят и не моргнув глазом заявляют, что ради воплощения их великого проекта «империя должна умереть», а несогласные с ними граждане должны «завалить» и смириться, если не хочет, чтобы их самих «завалили».

Исторические параллели, конечно же, никогда не бывают точными в достаточной мере. Но в связи со сказанным выше я считаю очень показательным жизненный путь писателя Леонида Андреева (1871–1919), которого можно считать основоположником русского психологического хоррора. Он, как и многие другие представители творческой интеллигенции своего времени, горячо поддерживал идею революции и лично близко общался с революционерами самых разных направлений и партий. В годы так называемой «Первой русской революции» 1905–1907 годов Андреев, пусть и ненадолго, оказался в Таганской тюрьме из-за того, что укрывал у себя дома членов РСДРП. Позднее он несколько охладел к участию в политике, но сохранял свои радикальные убеждения. С надеждой и воодушевлением он воспринял Первую мировую войну – как событие, способное породить новую волну революций в Европе. Естественным образом поддержал он и свержение русской монархии в феврале 1917 года. А вот большевистский переворот и советскую власть не принял. Более того – вскоре поселок Ваммельсу, где находился дом Андреева и где он жил со своей семьей, внезапно оказался в составе независимой Финляндии, как и большая часть Карельского перешейка к северу от Петрограда. Выяснилось вдруг, что не только ты можешь «релоцироваться» из своей страны, но и страна может «релоцироваться» от тебя. Судьба оказалась жестока, и Андреев умер уже в 1919 году, так и оставшись в роли «релоканта».

Незадолго до смерти литератор горько признался в письме к знаменитому художнику Николаю Рериху:

«Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом, дача в Финляндии, и большой дом: Россия с её могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом – искусство-творчество, куда уходила душа. И всё пропало. Вместо маленького дома – холодная, промёрзлая, оборванная дача с выбитыми стёклами, а кругом – чужая и враждебная Финляндия. Нет России…»

Думаю, я со своей стороны могу уже ничего к этому не добавлять...

#история #литература #политика #эмиграция #Россия #революция #Леонид_Андреев #Родина #релоканты #релокация #интеллигенция