Я долго не касался этой темы. Писал про необходимость ранних прогулок, про сроки отъёма щенков, но в целом всю хронологию развития не охватывал. И, как всегда, на эту тему существует море публикаций, зачастую противоречащих друг другу и весьма далёких от того,чему нас учат классики. Наверно, пришло время порассуждать и об этом.
Вы, наверно, удивитесь, но тема проста до невозможности. Весь фокус только в том, что существует бесчисленное множество вариаций и отсебятины, как и во многих других подобных вопросах.
Продолжаем – о том, что не влезло в первую, вторую и третью части
Вы надеялись быстро от меня отделаться? Как бы не так!
Возраст первичной (детской) социализации
Собственно, этим уже всё сказано. Социализация – это именно этап развития. Хотя нынешние скороспелые всезнайки норовят называть так любое развитие, включая тупо приучение спокойно сидеть при виде прибывающей электрички. И в этом разделе речь о первом из этапов настоящей #социализации .
Он наступает в третьем месяце жизни и продолжается где-то до трёх с половиной месяцев.
Но это неточно. Границы этого периода довольно расплывчаты и условны: многое зависит от интенсивности общения и приобретаемого жизненного опыта.
Задача этого периода – освоение представлений об #отношениях в стае , о своей роли в коллективе, а не только общение с сибсами и матерью. Напомню, что щенок (у #котят социальные нормы другие, но частично это относится и к ним: всё происходит в том же возрасте) – существо подчинённое, но имеющее почти все права и никаких обязанностей. Единственное, что ему не позволено – это принимать решения, касающиеся жизни других соплеменников.
Щенку предстоит оставаться в этом статусе до полугода – по меркам его жизни, довольно долго. И он должен научиться взаимодействовать с другими сородичами, не нарываясь на неприятности и не создавая себе заморочек на ровном месте. В том числе, уметь показать старшему, что он #щенок и не хочет лезть не в свои разборки.
Кстати, один из таких моментов знают почти все. Это привычка плюхаться перед старшим кверху пузом. По первоначальному смыслу это "дяденька, можешь меня хоть загрызть (открытый живот), я тебе слова не скажу". Как ритуальный жест – это поза полного подчинения, признания абсолютного старшинства "собеседника".
До сих пор с усмешкой вспоминаю давнюю ветку на собачьем форуме. Там речь шла о щенке – кстати, трёхмесячном (боксёра, кажется), который отказывался выполнять команду "лежать" и вместо этого бухался на спину. Вердикт сообщества был потрясающим: не слушается – значит, ДОМИНИРУЕТ!
Зная, что означает у #собак это умиротворяющее поведение, можно многое понять об уровне квалификации и методах работы участников обсуждения. Это я даже молчу о том, что очень немногие в действительности владеют методикой работы со щенками, а брать малыша в общую группу – и вовсе безобразие.
Но не будем злобствовать, вернёмся к нашим щенкам с котятками.
Как и многие другие подобные #стереотипы , законы #стаи закреплены на уровне инстинктов. То есть, это сложные ритуалы, сохранённые в генетической памяти. Но они тоже должны "включиться" – а запускаются они ничем иным, как прижизненным опытом. Поэтому – что? Щенок ОБЯЗАН в этом возрасте общаться со старшими сородичами. А это можно сделать только... где? На прогулке!
Иначе, в силу всё того же "поезда Бейтсона" возникает пробел на месте социальных стереотипов. И, подрастая, четвероногий становится "социально озабоченным", доставляя себе, хозяевам и всем окружающим массу хлопот.
Я уже не раз упоминал, что нынешний "этикет собачника", включая всякие там радужные банданы, в прежние времена был просто не нужен. Было единственное правило – не ходить с течной сукой на общий выгул. За всё остальное отвечали природа и здравый смысл, то есть, "разумный эгоизм" (если кто помнит, что это такое). Теперь, при всеобщем истерическом эгоизме и всевозможных нарушениях в развитии звериной психики, некий свод правил для большинства стал действительно жизненно необходим.
С социализацией мы, вроде бы, разобрались. Ясное дело, ей формирование психики не ограничивается и в этом возрасте. Активно идут и другие процессы, включая отработку необходимых в жизни стереотипов. Например, около трёх месяцев кобельки частенько начинают изображать садку (к всеобщему ужасу, и с хозяйской ногой). Такие вещи нельзя запрещать – это тоже необходимый момент развития. А вот ограничивать такое #поведение , переключать внимание на другие занятия (много раз говорил и снова повторю: НЕ НА ПРИЯТНОЕ!) полезно.
Примерно в это же время обычно встаёт вопрос о "кусучести" малыша. Всякоразные дембеля тут же начинают советовать "профилактику агрессии", измеряя воспитанность сломанными о собаку табуретками и холодильниками. Но её и быть у малыша не может, если, конечно, не спровоцировать у него такими "методами" истерическую самозащиту. А как с этим надо справляться на самом деле, я тоже уже рассказывал.
Ещё раз напомню:
Этап первичной социализации (по детскому типу) приходится на третий месяц жизни.
Так говорят этологи. Прочие версии - отсебятина и ересь.
После этого этапа наступает небольшой #период затишья. Условного, конечно – ведь #развитие психики не останавливается. Но недельки две-три (с натяжкой!) ничего особенно нового не происходит. А вот дальше начинается
Возраст страхов
Он приходится на окрестность четырёхмесячного возраста и, к несчастью, обычно совпадает с выходом на прогулку после прививочных карантинов. Но, как назло, это самый эмоциональный возраст, когда любая необычность способна обернуться сильнейшим стрессом. А уже "благодаря" этому стрессу может запомниться ооочень надолго.