Найти тему
Шпионские страсти

Методы работы советской контрразведки на освобождённых от гитлеровцев территориях.

1942-1945 годы

Восточный фронт

Важная роль по выявлению вражеских агентов на освобождённых Красной Армией территориях отводилась агентам органов госбезопасности, которые в процессе общения с местным населением собирали довольно ценные сведения о противнике.

В процессе контрразведывательной работы важное значение придавалось выявлению через агентов, официальные источники и путём опросов местных жителей лиц, прибывших в города и сёла незадолго до их освобождения Красной Армией, так как это обстоятельство могло указывать на принадлежность некоторых из них к разведывательным и контрразведывательным органам противника. При проверке прежде всего устанавливались действительные причины прибытия таких лиц на освобождённую территорию.

В освобождённых Красной Армией районах органы государственной безопасности принимали срочные меры к организации разработки троцкистов, правых, бывших участников антисоветских организаций и групп, буржуазных националистов и других враждебных элементов, в процессе которой прежде всего выясняли, какую враждебную деятельность они проводили во время немецкой оккупации. Лица, проводившие подрывную деятельность на оккупированной территории и оказывавшие в той или иной мере содействие немецким властям и спецслужбам (вражеские агенты, предатели, пособники, содержатели явочных квартир и пунктов и др.), также брались в разработку, если данных для их ареста было недостаточно.

-2

Органы государственной безопасности на освобождённой от гитлеровцев территории вели активный розыск всех выявленных преступников, используя для этого агентов-опознавателей, маршрутных агентов, оперативно-розыскные группы, доверенных лиц, общественность. Активные розыскные мероприятия проводились на транспорте, преимущественно на железнодорожном, в пунктах скопления людей. В случаях, когда это было необходимо, организовывались проверка документов, облавы, прочёска лесных массивов и т. д.

Полицаи во время оккупации
Полицаи во время оккупации

При освобождении населённых пунктов органы государственной безопасности принимали срочные меры к вербовке агентов. Агентурный аппарат создавался путём восстановления связи с агентами, оставленными органами госбезопасности и оставшимися по различным причинам на временно оккупированной территории, а также проведения новых вербовок. При восстановлении связи с агентами учитывалась возможность их перевербовки противником. Поэтому все агенты проходили проверку. В частности, выяснялось, как вёл себя при гитлеровцах тот или иной агент. Кроме того, перевербовывались захваченные вражеские агенты и содержатели явочных квартир для дальнейшего использования в активных контрразведывательных мероприятиях.

При задержании официальные сотрудники, агенты, содержатели явочных квартир, а также немецкие пособники подвергались допросам, на которых основное внимание обращалось на выяснение данных о планах противника по ведению подрывной деятельности на освобождённой территории вообще и в определенных пунктах в частности, а также сведений о подготавливаемых взрывах и поджогах, заминированных объектах.

Органы госбезопасности выясняли, под какими зашифрованными названиями действовали вражеские подразделения, по каким адресам, когда и куда выехали, устанавливали лиц, использовавшихся противником в подрывной деятельности.

Обычная рутина на первый взгляд. На самом же деле это было многоуровневое сито, через которое просеивалась информация от зафронтовой агентуры, сообщения партизанских отрядов и соединений, информация из трофейных немецких документов и т.д. Объём работы колоссальный, учитывая то, что машинной обработки информации в то время не было. Были и сбои системы - через неё проскочили Добробабин и Тонька-пулемётчица (да и не только они). Но это, с одной стороны, объясняется огромным массивом информации, а с другой - тем, что проверка и фильтрация по большей части были мягкими и большинство сомнительных моментов трактовались в пользу проверяемых.

(Источник: Грачев)