Вы много занимаетесь с ребенком развитием речи за столом, показываете речевые карточки, но не видите заметного прогресса?
В этой статье вы узнаете, почему такой подход не работает и что действительно влияет на речь...
Для речи нужен весь мозг
Дуус в книге "Топографический диагноз в неврологии" писал, что для нормальной речевой функции нужен весь мозг.
Языковая система - это чрезвычайно распределенная вещь, не ограничивающаяся несколькими областями коры в пределах доминантного полушария (зоны Брока и Вернике) - которым сегодня уже ученые нередко отказывают даже в принадлежности к языковой системе.
Языковая система складывается из сенсорных, моторных, лингвистических и когнитивных процессов, и является основной для мышления и памяти.
Движение и речь связаны анатомически и нейрохимически
Исследования показали, что физическое движение оказывает непосредственное влияние на развитие речевых и языковых центров в головном мозге. Области мозга, контролирующие физические движения и речь, тесно взаимосвязаны.
Физическая активность увеличивает выработку нейротрофического фактора мозга (BDNF). BDNF - это белок, который необходим для роста, выживания и поддержания нейронных связей в мозге
Проприоцепция: когда дети плохо ощущают свое тело - то, чем нужно "двигать"
На проприоцептивные ощущения мы опираемся полностью, когда наши глаза закрыты. Сигналы поступают от мышц, связок, сухожилий.
Это сенсорная система обратной связи, которая дает ребенку информацию о положении губ, челюсти, языка, неба и их пространственном взаиморасположении во время речевого движения.
Когда ребенок говорит, он не видит собственного рта, языка, губ. Он вынужден опираться на проприоцептивную информацию от мышц при движении языком, напряжении мышц челюсти, давления на небо и так далее.
При снижении проприоцептивной чувствительности ребенок плохо ощущает, где находится его язык во рту и как он расположен относительно губ. Сенсорная обратная связь особенно важна во время изучения, освоения двигательных планов, когда ребенок только овладевает речью.
Если проприоцепция нарушена - она нарушена на всех уровнях, не только на артикуляционном.
Именно поэтому в мой курс "Нейро-запуск речи и развитие" включены упражнения, активизирующие проприоцептивную систему.
Двигательные упражнения проводятся:
- на твердом полу,
- под тяжестью собственного веса,
- специальные щадящие растяжки
- пассивная стимуляция через глубокие продавливания.
Речь - это моторная программа
Каждое слово содержит определенную последовательность звуков (фонем) и слогов, которые должны быть правильно взаимнорасположены. Далее вся эта информация из идеи и информации о порядке звуков и слогов должна преоразоваться в серию четко скоординированных движений губ, языка, челюсти и мягкого неба.
Мозг должен сообщить артикуляторным мышцам точный порядок и время движений, чтобы звуки и слоги правильно произносились.
У детей с задержками речи двигательные речевые программы формируются с трудом, не автоматизируются и не извлекаются легко, когда они хотят говорить.
Таким деткам необходимо развивать праксис и делать специальные двигательные целенаправленные упражнения.
А что, если ребенок итак физически сильный, ловкий?
Не всякая активность - про праксис.
Поможет не любая физическая активность, а сложная, целенаправленная, требующая координации во времени движений различных частей тела.
Необходимо дать ребенку новые для него движения, чтобы он спланировал - какую часть тела, в каком направлении, с каким усилием он будет двигать.
Также ребенок должен научиться разводить во времени этапы моторной программы - сначала поднять попу, потом напрячь ноги, потом оттолкнуться. Через это отрабатывается программирование и контроль движений и переносится на речевую функцию.
Вестибулярная система
Вестибулярная система и речь тесно взаимосвязаны. Дети с дисфункцией вестибулярной системы затрудняются в поиске источника звука, удержании взгляда на ваших губах и др.
Если автоматизации моторных программ не происходит, мозг каждый раз составляет моторную программу заново - и тратит много энергии.
А вестибулярная стимуляция является активирующей для нервной системы и входит в комплексы моего курса "Нейро-запуск речи и развитие".
Покружите вокруг себя невыспавшегося ребенка или дайте время покачаться - утром перед садиком или школой
По той же причине дети, утомившись, бегают по кругу - они стимулируют сами себя.
Двигательные упражнения активизируют общее кровообращение и кровоснабжение головного мозга.
Движение меняет мозг!
Заставьте мозг работать через движение:
- активизируйте рост синапсов,
- «включите» оба полушария,
- усильте нужные для мозга ощущения от тела,
- раскачайте кровообращение,
- простимулируйте вестибулярную систему,
а потом… покажите карточку!
Тогда и начнутся настоящие «чудеса»!
Онлайн-курс "Нейро-запуск речи и развитие" для детей от 1,3 до 4 лет