Найти тему
Цветочные истории

Как цветы на картине предсказывают судьбу девушки

Иногда, разглядывая картину и ломая голову над ее смыслом, я думаю:”Ну почему художники редко делают описания для нас, зрителей?”

Нет бы прямо нам изложить сюжет, символику и смысл. Ткнуть, так сказать, носом.

Так нет же. Догадайся, мол, сама.

Приходится проводить “расследование” самой.

И занятие это нередко бывает весьма увлекательным.

Недавно мне попалась картина английского художника Филиппа Кальдерона “Нарушенные клятвы”:

Филипп Кальдерон "Нарушенные клятвы" 1856 г.
Филипп Кальдерон "Нарушенные клятвы" 1856 г.

Казалось бы, сюжет банальный: на переднем плане страдает покинутая девушка, а за забором развлекается влюбленная парочка.

На самом деле все гораздо сложнее, глубже и трагичнее.

Кальдерон был прерафаэлитом. В Англии того времени это было весьма популярное и смелое направление в живописи. Художники отрицали “застывший” академизм и создавали картины, свободные от всех правил, наполненные чувствами и эмоциями. Главное, что ни одна деталь картины не была написана просто так. Знаки и символы просто переполняли картины, добавляя глубину и новый, незаметный на первый взгляд, смысл.

Картины прерафаэлитов можно было читать, как увлекательный роман, постепенно добавляя сюжет и раскрывая тайны человеческой души.

Героиня картины, судя по всему, испанка. Во всяком случае, одежда на ней та, какую носили испанские девушки. В разных вариациях, конечно:

Джон Берджесс "Испанская красавица" 1853 г.
Джон Берджесс "Испанская красавица" 1853 г.

Черты лица, черные волосы и темный цвет одежды резко контрастируют с образом новой пассии бывшего ухажера.

Воспитание в испанских семьях было строгим и религиозным. На голову девушки накинут небольшой платок черного цвета. В таких обычно ходили в церковь.

Легко можно представить, что галантный молодой человек, с которым неискушенная девушка встречалась тайком от родителей по пути в церковь или поджидала, втайне от няни, в укромном уголке сада, внезапно перестал появляться. Кто знает, до какого предела дошли их отношения? Однажды, возвращаясь из церкви, влюбленная испанка увидела его, беззаботно шагающего по улице. Не помня себя от радости, она бросилась за ним и…увидела, как он флиртует с другой. Юной, беззаботной, легкомысленной и яркой, как весенняя бабочка. Обида и неверие заставили девушку красться за парочкой. Художник запечатлел тот миг, когда у старой ограды с полуразрушенной калиткой, несчастная девушка понимает, что ее бросили. Фигура с прижатой к груди рукой и окаменевшим лицом — воплощенное отчаяние.

Старая стена, к которой прижимается девушка, густо заросла плющом. Кажется, еще немного, и плющ полностью оплетет тело.

Современник Кальдерона, художник Россетти, тоже прерафаэлит, написал картину с плющом. И, для подсказки, оставил комментарий: “Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющего воспоминания”:

Данте Габриэль Россетти "Прозерпина" 1874 г.
Данте Габриэль Россетти "Прозерпина" 1874 г.

В поэзии плющ чаще всего называют “ядовитым”. Воспоминания отравляют душу и заставляют жить в прошлом.

Рядом лежит старый хлам, который хозяева выкинули за ненадобностью. Так же и молодой человек выбросил из своей жизни любящую его девушку.

Прямо у ног героини художник нарисовал старую подкову.

В русской и европейской традиции подкова — символ домашнего очага, благополучия и счастья в доме. Подкову, как оберег, вешали на двери дома.

-4

А у девушки никакого счастья уже не будет.

Уже отцветшие желтые ирисы в левом нижнем углу картины являются символом потерянной любви и безмолвной печали. Именно ирисы и лилии художники этого направления рисовали, когда хотели показать зрителю глубокую скорбь по чему-то дорогому, но навсегда утраченному.

-5

Рядом с ирисами заметны характерные листья настурции.

Мы же помним, что художники-прерафаэлиты ничего не рисовали просто так?

Во Франции и Испании настурцию традиционно называют “капуцином”. Уж очень цветки напоминают капюшоны монахов этого ордена:

-6

Капуцины были нищенствующим орденом. Главный принцип жизни — отказ от собственности и бедность. В монастырях даже запасы еды разрешалось иметь только на ближайшие 2-3 дня. Деньги и пропитание монахи добывали исключительно подаянием добросердечных горожан.

Существовали и женские монастыри капуцинок.

Художник поместил настурцию в самом темном углу картины. Возможно, так он предвещал мрачное будущее героини. Вместо любви, семьи и безмятежной жизни — суровый быт монастыря.

Интересный момент — надпись на калитке латинскими буквами "MN". Некоторые предполагают, что девушка написала их с любимым начальные буквы имен. Но в это верится с трудом. Может быть, художник запечатлел первые буквы какого-нибудь афоризма или инициалы прототипа героини?

Если есть версии, пишите в комментариях.

Отмечайте статью лайком и подписывайтесь на канал, ведь в мире цветов так много интересного!