Найти тему

Эра доносительства

Я как-то уже пыталась рассуждать о том, что движет стукачами и зачем они пишут доносы на незнакомых людей, доносы, даже не приносящие самим стукачам никакой выгоды (статья «Психология стукача»). К сожалению, это явление в нашем обществе не получает осуждения не только со стороны властей (ну, еще бы!), но и со стороны самих граждан. Доносчика, «настучавшего» за какую-нибудь мелочь, приравнивают к герою эдакому бесстрашному борцу с «пятой колонной» - хотя с каких пор для написания доноса нужна смелость? Это качество традиционно нужно для того, чтобы иметь собственное мнение, а для подлизывания, выслуживания – храбрость совершенно без надобности.

То должен чувствовать нормальный человек, подсмотревший картинки или переписку в чужом телефоне? Наверное, стыд. Рассказать кому бы то ни было о том, что заглядывал в чужую личную вещь, где могут быть письма, фотографии и прочее, что относится к личной тайне – нормальный человек всегда постесняется, и, если случайно ему на глаза попалось чужое письмо или экран чужого телефона и он успел что-то подсмотреть – нравственно здоровый человек постарается это скрыть и никому не говорить, что его угораздило вторгнуться в чужое личное пространство, ибо признаваться в таком факте – позор.

Нас еще 20 лет назад учили, что личность – это святое и приводили примеры неуважения к личным тайнам из советского прошлого, клеймили позором «месткомы», подобные тому, который так красочно показал Рязанов в «Служебном романе», и таких людей, как герои к/ф «Гараж» - директор рынка, Карпухин – которые совершенно не стеснялись залезть в постель к своим оппонентам и покопаться в их белье.

Но сейчас, увы, поощряется совершенно обратное: заглядывай в чужие телефоны и, если видишь неправильную картинку – пиши донос, человек будет арестован. По доносу на картинку в телефоне у человека, который просто ехал в московском метро и никого не трогал – арест на 14 суток.

Я теперь не сомневаюсь, что обязательно найдутся наслушавшиеся «соловьиных трелей» и «60 минут», которые скажут: «Что значит никого не трогал?! У него какие-то вражеские картинки в телефоне, это предатель, агент, он работает против нашей страны, против великого… » и так далее. Должна заметить, что даже если смотреть с их точки зрения – сей донос нельзя назвать ничем, кроме глупости и античеловеческого произвола. Где ж вы видели шпиона, который свои задания листает в телефоне, когда едет в метро? Кто такое заявляет – хоть бы Штирлица пересмотрели, как он шифровку принимал. Шторы закрыл, воду в ванной включил – на случай, если в доме «жучки». Плейшнер, только зашел в квартиру без ответа на пароль – тут же попался, будучи даже не в Германии, а в Швейцарии. Нашли, где «агентов» искать – конечно, в метро, где народу побольше!

Кроме того, картинка в телефоне вообще ничего не может сказать о взглядах человека. Те же самые картинки нам регулярно показывают новости и вечерние политические шоу – по логике доносчиков, ведущих и участников всех этих передач надо немедленно арестовать. Кроме того, в этих передачах нам старательно хвалят Россию как самую свободную страну в мире – по идее, у человека, полностью доверяющего официальным СМИ, не должна возникнуть даже мысль о доносе. Однако пропаганда на то и пропаганда, что работает она не на логике, а на эмоциях.

Что движет действиями власти – вполне понятно и вопросов не вызывает. Не понятно, какой такой страх может испытывать тот, кто бежит писать донос, увидев не те, по его мнению, картинки в телефоне. Ну если ты искренне считаешь, что правда на твоей стороне и что она обязательно скоро победит – зачем вообще обращать внимание на иные взгляды? Ну и пусть они думают, что хотят – всё равно ж скоро жизнь сама им покажет, что они были неправы – не так ли? По логике тех, кто во всем «за»? Или тут другой страх – перед тем, что те, оппоненты, люди другого мнения – окажутся в итоге правы? И желание как можно дольше продлить свой сладкий розовый сон? Наверное, та еще задачка будет для психологов будущего.

Поощрение доносов всегда приводят к тому, что они закрепляются, как норма. И здесь – ох, как ошибаются те, кто считает:

«Я думаю правильно, я говорю и живу так, как мне велено, я во всем поддерживаю, я – за, и, значит, на меня донос не напишут, меня не арестуют, это невозможно».

Нет, ребята, это очень даже возможно. Машина доносов, как и любая другая репрессивная машина, не имеет тормозов. От слова совсем. Это её главное свойство. Доносы тем и отличаются от справедливых исков в суд, основанных на конкретных претензиях – что в них никто не разбирается. Значит, и в доносе на вас никто разбираться не будет. «Лицензия» на них всегда вызывает еще и тот побочный эффект, что доносы превращаются в оружие для сведения личных счетов. Хочешь избавиться от соперника в любви? Пожалуйста – бумага, ручка, и соперника нет. Это – классика и основа сюжета одного из главных шедевров мировой литературы – «Граф Монте Кристо». Или – вышел спор с братом из-за квартиры, он там живет, а тебе жилплощадь ой как нужна! Тоже «ноу проблем»: написал донос, квартира освободилась. Похожих примеров можно найти массу в делах 30-х и 40-х годов прошлого века.

Я уже как-то упоминала о доносе на портного (1937-й год), который, втыкая в стену иглу и занимаясь отметками на ткани, совершенно не заметил, что игла попала в висящую на стене газету, а именно – в глаз портрету Кагановича. Портной получил 10 лет по доносу клиента, увидевшего этот случайный жест. А, может, этот портной обожал Сталина и во всем был согласен с политикой ВКП (б). Его об этом уже и не спрашивали…

Считаю, что на такие вещи, как этот случай в метро, как и многие другие, нужно обращать внимание. Хотя бы не принимать это как норму. Иначе машина разгонится и сожрет всех без разбору, как вырвавшийся из клетки хищный динозавр в фантастическом триллере.

Ставьте лайк, если согласны с рассуждениями автора. Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!