Найти тему
Мурманский вестник

Колумб Замоскворечья

Оглавление

Мурманчане по-новому откроют Островского на выставке

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев

Увлекательный и познавательный урок одновременно по литературе, мировому искусству и истории можно получить в одном из залов областного художественного музея. Узнать о Москве XIX века, об авторах, творивших в то время, о становлении современной драматургии, познакомиться с видами и техниками графики, с художниками - обо всем этом и многом другом рассказывает выставка «Россия Александра Островского в лицах и сюжетах», приуроченная к 200-летию со дня рождения драматурга.

Василий Матэ. «А. Островский» с оригинала Г. Перова. Фото: Лев Федосеев.
Василий Матэ. «А. Островский» с оригинала Г. Перова. Фото: Лев Федосеев.

Его Москва. Его театр

В зале представлены портреты Александра Островского, Федора Достоевского, Бориса Кустодиева, Виссариона Белинского и других известных деятелей российской культуры, а также виды Москвы, бытовые сцены и даже шаржи. Авторы этих графических листов не менее знамениты: Владимир Фаворский, Георгий Верейский, уже упомянутый Борис Кустодиев, Василий Матэ, Валентин Серов, написавший, как оказалось, не только «Девочку с персиками», и другие.

- Перед нами более 50 гравюр, датированных XIX - XX веками, из собрания известного московского коллекционера Владимира Беликова. Это давний и добрый друг нашего музея. За неполные десять лет сотрудничества нынешний проект уже 11-й, который он предоставляет для экспонирования в Мурманске, - сказала на торжественной церемонии открытия выставки заместитель директора музея Ирина Костянова. - Владимир Гурьевич обладает богатейшей коллекцией гравюр и всегда охотно делится ею с нами. Если говорить о нынешней экспозиции, то она посвящена Александру Островскому и его современникам. Драматургия всегда занимала в русской литературе особое место. Благодаря этому творчество Островского вошло в сокровищницу мирового прогрессивного искусства.

-3

Иван Павлов. «Лубянская площадь». Фото: Лев Федосеев.

Его считают новатором и основателем современного драматического театра. Когда мы говорим о театре его времени, вспоминаем два имени: Константина Станиславского и Михаила Булгакова. На основе теории, заложенной Островским, они построили две театральные системы. Его принципы постановки пьесы взяли на вооружение и другие известные авторы - Горький, Толстой, Чехов.

Немалую роль в жизни драматурга сыграла Москва, его малая родина. Александр Николаевич очень любил ее старину, писал о Москве как о первопрестольной, месте, где короновались цари и императоры, где много исторических памятников, древних святынь.

- Наверняка немногим известно и то, что Островского еще называли Колумбом Замоскворечья, - продолжила Ирина Александровна. - Это район на правом берегу реки. Именно Островский открыл его своим современникам и потомкам. Там жили люди особых слоев: купцы, мещане, обедневшие дворяне, ремесленники. Этот контраст жизни людей разных сословий был интересен Островскому. Он проникся этой атмосферой и хотел запечатлеть ее в произведениях. Как итог - из 47 произведений драматурга в 32-х действие происходит в Москве. А так как он еще семь лет работал в суде, выражаясь современным языком, помощником прокурора, то и многие дела, жизненные истории, рассматривавшиеся там, легли в основу пьес.

Александр Лебедев. «Сергей Шумский». Фото: Лев Федосеев.
Александр Лебедев. «Сергей Шумский». Фото: Лев Федосеев.

За руку с автором

- Экспонатов много, все они заслуживают пристального внимания - с точки зрения и техники исполнения, и содержания, - взяла слово куратор выставки, хранитель музейных предметов Оксана Третьякова. - Поэтому мы постарались разместить их по темам. Начинается выставка с Москвы. Район Якиманка, Лубянская площадь, постоялый двор на Канаве, почтамт, вид на Кремль с правого берега, где жил автор.

Эти графические листы показывают нам то, что видел Островский, гуляя по любимому городу. Вот дом Пашкова, каменный, пострадавший во время войны 1812 года и восстановленный, ныне здание Российской государственной библиотеки. А рядом - деревянный двухэтажный дом актера Михаила Щепкина, сейчас его музей. Удивительно, что он не пострадал.

В продолжение урока - портрет  Островского, созданный Матэ, и портрет художника авторства Валентина Серова. Затем мы знакомимся с окружением драматурга. Например, с графическими листами Бориса Кустодиева, чье творчество близко герою выставки: он тоже в своих произведениях изображал купечество, ярмарки, жизнь Москвы того периода.

-5

Борис Кустодиев. «Трактир». Фото: Лев Федосеев.

И плавно мы совершаем переход к теме театра. Видим, как выглядела ложа, таперша - неизменные театральные атрибуты. И здесь же уголок юмора: шаржи Александра Лебедева. Он изобразил Островского, Аксакова и ведущего актера Малого театра Сергея Шумского. Впрочем, сам театр тоже есть на гравюре - Шумский несет его на своих плечах.

Рядом разместились портреты актеров, играющих в пьесах драматурга. К примеру, Марии Савиной, чьей первой ролью стала Поленька в «Доходном месте» (12+). Автор обожал актрису и написал много ролей именно для нее. Нашлось на выставке место и для гравюр со сценами из спектаклей.

- Дальше идут писатели и драматурги, творившие в одно время с Островским. В том числе представлена галерея портретов тех, кто печатался в журнале «Современник», которым руководил в то время Николай Некрасов, близкий друг Островского, - сказала хранитель. - Литературные критики Писарев, Герцен, Белинский, Добролюбов и многие-многие другие. Рассказывать о выставке и ее героях можно бесконечно.

Примечательно, что в зале представлена не только черно-белая графика, но и цветная. Наверняка северянам будет интересно познакомиться с этими экспонатами, узнать о жизни драматурга и его окружения больше. Выставка работает до 14 мая.