Архыз – это вам не чихательный звук! Архыз - это знаменитая вода, два села, астрономический городок, альпинизм, и, конечно, горнолыжный курорт.
И именно последняя составляющая нам интереснее больше всего. Поехали – разберем по полочкам!
1. Расположение. 200 км от Ставрополя, 220 от Минеральных Вод. Прямая и ровная дорога, заканчивающаяся прямо у подножья подъемников. Сейчас лишь в одном месте ведутся глобальные ремонтные работы где-то в области поселка Бавуко, но этот участок длиной в пару километров не портит настроение и в целом ни на что не виляет. Кроме того, еще в одном месте прямо посреди дороги был замечен свежеобвалившийся валун – но опять же, настроение он только приподнял )
2. Проживание. Для меня (да и наверное для всех) самый доступный вариант – проживание в самом Архызе (так называется поселок на расстоянии около 10 км от курорта). Есть еще знаменитый Романтик у подъемника и другие места, в том числе расположенные в зоне ски-ин ски-аут, но сколько я не рассматривал варианты проживания там – я всегда приходил к выводу, что чем за эти деньги, уж лучше в другом месте. Но на вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому в любом случае - жилье найти не проблема. В поиске самых доступных вариантов лучше всего пойти на Авито, а еще лучше – потратить пару часов на месте в поисках действительно привлекательного варианта своими глазами. Мы, в свою очередь, ехали по рекомендации к одной тете, у которой сломался котел, в связи с чем она отдала нас своей соседке: то есть выбор оказался достаточно рулеточным. В итоге в средний сезон нам посчастливилось жить вдвоем в пятиместном двухкомнатном номере с кухней за 3000 рублей в сутки. Не все идеально – местным традициям свойственна некоторая демократичность в вопросах всяких гостиничных мелочей, впрочем, столь же замеченная и на всяких других Домбаях и Эльбрусах. Если вы найдете паутину за батареей или у вас будет капать кран, отсутствовать соль и туалетная бумага – это нормально. Возможно, в «элитных» и дорогих гостиницах, которые тут тоже есть, что-то по-другому, но скажу честно: едем мы сюда не ради этого. Сразу будьте готовы к тому, что хотите сервис – езжайте в Сочи.
3. Питание. Карачаево-Черкесия предлагает нам интересную и неповторимую кухню. Первое слово, которое вы выучите – это хычын. Это такая обжаренная, запеченная или доведенная на углях лепешка, которая может быть с мясом, домашним сыром, ботвой, помидорами, или всем вышесказанным в различную перемешку. Примечательно, что хычыны здесь и хычыны в Кабардино-Балкарии абсолютно разные, и на Эльбрусе они мне нравятся больше. Кроме того, через некоторое время вам начнут попадаться разные виды къыймы – сыровяленой нашпикованной колбасы из различных видов мяса. Само собой, вы будете окружены айраном, которым путем легкого добавления нарзана превратится в отлично утоляющий жажду сусаб, и всякими другими, более привычными штучками – мясом на мангале, курдючьим салом, мантами и шорпой. Поскольку Архыз – поселок курортный, множество кафе тут расположено на каждом шагу, но… гурмана здесь ждет глубокое разочарование. Гостиничная демократичность успешно распространяется и на застольный сервис: скорее всего, тут не принято улыбаться при обслуживании, а предложенные порции будут либо необоснованно дорогими, либо скудными, либо – все вместе взятое. Например, заказав «жаркое с къыймой» за 400 рублей, я познакомился с порцией картошки-фри, плавающей то ли в масле, то ли в жиру, с двумя-тремя раскрошенными кусочеками той самой колбаски.
Для сравнения: в центре Сочи двумя неделями ранее я едал стейк за 1 000 рублей, которым объелся на двоих с супругой, и к которому каждому из нас предложили по бесплатному бокалу изумительного аргентинского вина. Но не в Архызе, не в Архызе… По факту тут имеется единственное относительно статусное, но абсолютно дорогущее заведение (обойдусь без названий), окруженное одинаковыми семейными забегаловками с многочисленными отзывами на Яндексе об антисанитарии, отравлениях и диареях.
И да – в прошлое свое пребывание здесь супруга два дня пролежала в номере с полосканием, уколами, промыванием и ожиданием единственной в поселке медсестры, которая не могла прийти, так как торговала хычынами на горе. Здесь это нормально, и таких историй – бесчетное количество. Шорпой (по тем же отзывам) может оказаться кислый бульон с куском жира, а про курочку гриль лучше вообще не рисковать.
Имея горький опыт, мы в основном питались самостоятельно приготовленной пищей, предварительно по пути закупившись в Зеленчукской и аккуратно добавляя в рацион то хычин, то къыйму, то прожаренное в сковороде мясо из местного магазинчика. Обошлось. Заканчивая питательный опус, взалкаю к тому же аргументу: мы сюда не жрать приехали. Поэтому…
4. Самый главный вопрос: каталка. На первый взгляд (опять же после мать его Сочи), тут как-то грустно: два подъемника на южном склоне, и одна линия – на северном. Однако при более внимательном рассмотрении все оказывается очень даже ничего. Во-первых, склонов тут, собственно два, и до совсем недавнего времени работал только южный. Но и только на нем, как я уже сказал, есть два достаточно больших и долгих подъемника, и если быть честным до конца – то еще по одному маленькому у их подножий.
При этом всего несколько лет назад, даже когда северного склона еще не было, южного вполне хватало для полноценного и разнообразного катания на целый день. Здесь можно составить целый план, а затем последовательно проехать по синей, потом красной, потом увлекательной и волнистой черной, выбрать свой вариант, отработать его прохождение, а затем переключиться на еще что-нибудь некатанное, и это все вполне увлечет вас на целый день а то и два. Тут и извилистая красивая синяя Персеиды, стелящаяся между елочками, и широкая красная Ракета, радующая и скоростными участками, и интересными поворотами, и черная, прямая и волнистая Комета, и неплохой выбор зелени. Все это находится рядом и может быть органично изменено в зависимости от времени дня, состояния снега и заполненности. И это только Юг! А ведь есть еще и Север, который манит зачаровывающими инопланетными пейзажами, более холодным снегом (особенно весной) и тремя очередями подъемников, которые можно менять в случае прихода облаков: их слоистость может вам избежать «белой мглы» при смене этажа катания, а если повезет – то пустит и посмотреть на облака сверху.
Длина трасс Юга – примерно 2 км, спуск на хороших для меня ходах занимает 4-5 минут, подъем – 10-15. С одной стороны успеваешь хорошо отдохнуть, а с другой стороны – ну очень, очень кажется долго…
Но тем не менее - по количеству и разнообразию трасс - твердо пять звезд, и это не может не радовать.
5. Обработка и состояние трасс. Ну и конечно, ложка дегтя. Во-первых, мы были весной, в середине марта. Зима была малоснежной, и к этому времени существенная часть перекатов приобрела земельно-коричневый цвет, а на той самой южной черной откровенно и массово, как на несанкционированном митинге, валялись булыжники размером в полкирпича, правда исчезнувшие на следующее утро после хорошего снегопада. Я стабильно поднимался на первой-второй гондоле после открытия, спускаясь прям первым и единственным, и захватывая на этом первом спуске крепкую ледяную корочку, прокарвить которую у меня на моих универсалах так и не хватило умения.
Однако уже на втором-третьем спуске вельвет рассыпается на приятный порошок, после этого превращаясь в раскислую кашу, к пятому -шестому спуску еще и собирающуюся в бугры с лужами. Вот тут конечно мои универсалы дали жару) Весна! Поэтому, конечно, ехать надо пораньше. Особенно быстро убивается нижняя очередь северного склона, а если еще по каким-то причинам трасса остается нератраченная (такое тоже стабильно бывает) – то берегите ноги и сочувствуйте! Сочувствуйте и слезам горнолыжниц, и тем, кто их сюда на какой-то черт попер и зачем я с тобой связалась и вообще на кой оно мне это надо было ААААА сидела бы дома ну вы поняли.
А во-вторых – вот даже с утра, даже с утреннего вельвета, закладывая по возможности красивые дуги, я стабильно врезался в стыки между проратраченными участками, если понятно, о чем я. Эти стыки-перепады были очень ощутимы ногами и конкретно, просто до матерных слов выбивали из равновесия, и такого чего-то я раньше не видел: вроде как обычно ратрачники заделывают за собой такие стыки, но может я в чем-то и не прав. Здесь я объяснял происходящее той самой демократичностью – гостиничной, кафешной и видимо трассовой тоже.
6. Вечернее катание. Архыз на фоне Домбая и Эльбруса им славится, но конечно же вечерка тут меркнет на фоне любого горнолыжного курорта Сочи. Вечером вас ждет оччень медленный подъемник, а от него – две зелененькие Белка и Стрелка (одна красиво проходит под мостиком) и короткий отмеченный синий перешеек. Однако – это же вечерка, это релакс, тут надо скользить плавно и элегантно, натянув водолазную маску с трубкой, зачем здесь крутяки? Вокруг – девочки и елочки, воздух-звезды-фонари, под ногами – холодный вечерний снег, сегодня – что-то между пятницей и воскресеньем (по другим дням вечерки нет) – что еще надо-то? Красота и отдых!
7. Горнолыжная школа. Тут как-то противоречиво. С одной стороны, здесь, вроде как тусуется элита национальной лиги, я своими глазами видел экзамен на B, слышал звучные фамилии преподавателей. С другой стороны – немного страшновато от инструкторов, в масках поверх вязаных шапок типа «пидорка» катающих, сбивающих отдыхающих, и оторопь внушающих. Что ж, уважительно отношусь к темпераменту гор, но все-таки призываю: если ваш инструктор натянул очки поверх черной шапочки, скорее всего - вам к другому. Так или иначе, обязательно посмотрите на его категорию, спросите у кого и когда он ее получал. Ну и (наверное) пользование инструкторами официально от курорта вас немножко спасет.
8. Фрирайд. Я вот не фрирайдер от слова вообще, но! Слева от зеленой второй очереди на Севере такая восхитительная равнина, где очень, очень интересно и красиво пробовать познавать основы этого самого фрирайда. Соответственно, когда бросаешь взгляд по сторонам, именно с Севера – видишь и исписанные восьмерки, и непаханные поля, и следы лавинных досок. Мне кажется, фрирайд тут есть!
Но самое главное - здесь можно начинать ему учиться, делая это плавно и вдумчиво. Кстати, как мне кажется, Архыз вообще является идеальным местом для обучения. Таких длинных, красивых и разнообразных зеленых дорожек с очешуительными пейзажами вокруг в России больше, наверное, нигде и нет.
9. Некатальные дни и достопримечательности, О, тут есть чем заняться. Аланские тысячелетние храмы (целых три), руины, Лик Христа, радиотелескоп, БТА – но все это я проехал за прошлый раз пребывания здесь, в связи с чем в этот раз я смело ложился спать днем после катания, перед ужином выполнял небольшую прогулку по маленькому и самому по себе не очень интересному поселку, смотрел кино и ложился спать снова, чтобы проснуться в 06-45. Если вы тут не были – заняться будет чем, а если были – то наверняка этот текст все равно не читаете ) так что приезжайте, будет интересно, но на всякий случай - с друзьями, чтобы не заскучать.
10. Инфраструктура. Архыз развивается, и это видно. Долина между склонами застраивается, собственно сам Север относительно недавно открылся в эксплуатацию, а на самый верх Юга ведет дорожка из столбов для гондолы. Туалеты на горе найти очень легко, они есть и вполне себе цивилизованные, и везде есть всякие кафешки и прочие места. А когда моя супруга, поверив в себя и в новые лыжи, кувыркнулась вниз по склону, она увидела, что прямо на нее несется некое тело, в связи с чем на мгновение ей стало еще страшнее. Однако – невероятно, но оказывается, к ней сразу же, буквально за 10 секунд, подъехал штатный спасатель. Наверное, случайность, но все равно это очень круто. Но все это кончается там, где находятся подъемники. В самом поселке натыканы один на другой прокат-кафе-хычинная-магазинчик – кто во что горазд. И, кстати, внушили отвращение вывески напротив некоторых вагончиков о том, что стоянка не для посетителей стоит какие-то типа «500 рублей минута», и это не выглядело как шутка. В тех же отзывах в Яндексе люди писали, что вот мол остановились и были вынуждены зайти в кафе, побоявшись скандала с проколом шин… Прям запахло кавказским «гостеприимством», разборками из детства и еще каким-то амбре. Такие места лично я обходил стороной, хотя и вынужден признать, что от этого они много не потеряли, так как я скупердяй еще тот.
11. И кстати, про скупердяйство. Это самый короткий абзац, и он состоит из цифр. В то время, когда в этом году на Розе ски-пасс стоит условные 4500 без компромиссов (но с иногда акциями), тут стабильно есть полдня за 1400 или целый день за 1900. Таким образом, 3 000 на проживание на двоих + 4 000 катания на двоих – по сравнению с Сочи у вас еще остается 3 000 рублей на королевский ужин, которые, правда, тут особо не на что потратить, ибо сервиса тут хоть и больше, чем на Домбае, но все еще нет. И как по мне это плюс, потому что лично я езжу кататься, кататься и еще раз кататься, а тут этого добра – есть!
Таким образом,
Плюсы: - разнообразные и компактно расположенные трассы
- красивые пейзажи: и елочки, и горы
- много вариантов катания для начинающих
- есть что посмотреть в некатальные дни
Минусы:
- демократичный подход к сервису: гостиницы, кафе, ратраки
- надо быть аккуратным в плане питания
- отсутствие развитой инфраструктуры. Вечером делать нечего, кроме стандартного киношки за ужином ну или попробовать поискать бассейн что ли?
- чуждый мне менталитет местного малого бизнеса, который сиюминутную мелкую выгоду ставит выше перспектив своего же развития.
Резюмируя: если вы любите кататься – ехать однозначно! И даже если не катаетесь – на 3-4 дня вы обязательно найдете себе увлекательные занятия. Берите с собой побольше друзей и окунайтесь в атмосферу гор, звезд, романтики и горнолыжного спорта. Архыз! Будь здоров.